Узбекистан, Хива: Достопримечательности Хивы
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Хива
Хива город в Хорезмской области Узбекистана. Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы — жемчужина Хорезмского оазиса — объявлен  памятником  Всемирного наследия ЮНЕСКО.

И так главных городов древнего Хорезма и единственный город современного Узбекистана, который сохранил практически нетронутым целый участок средневекового шахристана - Ичан-Калу («внутренний город»). Древняя цитадель, обнесенная могучей городской стеной, предстанет перед Вами в облике живого средневекового города из Восточной сказки, каждое строение которого - архитектурный памятник и отдельная достопримечательность. Тем не менее, в этом историческом «музее» продолжают жить люди: то и дело из двориков доносится звук и запах жареного лука, а на улицу выбегает годовалый малыш под присмотром своего трехлетнего брата. Здесь можно часами гулять по каменной мостовой и рассматривать искусную резьбу на деревянных колоннах Джума-мечети, попасть в самое сердце Ичан-Калы - крепость Куня-Арк, где есть превосходная смотровая площадка, а можно подняться по узкой винтовой лестнице на самый верх минарета Ислам Ходжа, откуда открывается потрясающая панорама древнего города, раскинувшегося по соседству с огромной пустыней Кызыл-Кум.

Легенда об основании города повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима , сына библейского Ноя . В  Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец. Город  был одним из городов древнего Хорезма   который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.

Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию  город был  основан одним из пророков. В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.

Древний комплекс Ичан Кала XII- XII века

Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы ставший первым памятником Всемирного Наследия  ЮНЕСКО в Средней Азии..
В комплекс Ичан-Кала входят более 400 жилых построек в традиционном стиле и около 60 архитектурных памятников Ичан-Кала представляет собой густо застроенный древний город, который за историю своего существования не раз разрушался и восстанавливался вновь. Началом строительства  комплекса Ичан-Калы  считают  1598 год. Именно в этом году из-за очередного смена русла течения реки Амударьи столица хорезмского оазиса была перенесена из Гурганджа (Ургенча) в Хиву.
Комплекс  обнесен массивной стеной, высота которой варьируется от 8 до 10 метров, а ширина - от 5 до 6 метров. Стена имеет протяженность в 2250 м., если считать по ее внешнему периметру, и построена из кирпича, который изготавливался из глины и высушивался под солнцем. На протяжении всей стены, ровно через каждые 30 метров возвышаются оборонительные башни, а сама стена оканчивается зубчатыми перилами, имеющими маленькие отверстия для ведения. Вход в город осуществлялся посредством четырех ворот, которые были укреплены башнями ударного предназначения, а над самими воротами находились смотровые галереи. Главная и самая интересная улица Ичан-Калы, которая идет от западных ворот к восточным, была застроена интереснейшими постройками. Так, ближе к западным воротам располагается цитадель Куня-Арк (начало строительства 1686 г.), с левой стороны от западных ворот находится самое крупное хивинское медресе Мухаммад Амин-хана (1845-1855 гг.). Немного дальше располагается известный короткий минарет Кальта-Минор (1845-1855 гг.), высота которого составляет 29 м., хотя изначально планировалось возвести его на высоту 80 м., но этому не суждено было осуществиться. Ближе к центру Ичан-Калы величественно возвышается одно из самых больших медресе Хивы - медресе Мухаммад Рахим-хана (1876 г.). Недалеко от восточных ворот расположены дворец Таш-Хаули (1830-1838 гг.) и медресе Аллакули-хана (1834-1835 гг.), внутри которого располагалась городская библиотека. Мавзолей Саида Аллауддина (начало строительства - вторая половина XIV в.) расположен немного южнее центра Ичан-Калы. По соседству расположены ансамбль Ислам Ходжа (1908-1910 гг.), медресе Шергази-хана (1718-1726 гг.) и мавзолей Пахлаван Махмуда (XVIII-XX вв.). В основном, все старинные здания декорированы майоликой с преобладанием голубых, синих и белых оттенков.
Возведённые на протяжении столетий крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван-сараи и бани превратили Ичан-Калу в уникальный город-памятник Официально статус города-заповедника Старая Хива получила в 1968 году

Крепость Куня-Арк  

Это целый город внутри другого города  Куня-арк — «крепость в крепости» - цитадель хивинских ханов. Строительство Куня-Арк началось в 1686-1688 г.г. В конце XVIII века Куня-Арк стала «городом в городе» и была отделена от Ичан-Кала высокой стеной. Когда-то крепость состояла из ханской канцелярии, зала для приемов, гарема, зимней и летней мечети, монетного двора и подсобных помещений – конюшни, склады, мастерские и т.д. Существующий на сегодняшний день комплекс Куня-Арк был отреставрирован в начале XIX века. Только несколько строений осталось из когда-то густо застроенной территории крепости Куня-Арк: восточные ворота с комнатой для охраны; келья Ак-Шейха-Бобо; куринишхона – комната для приема и регистрации людей; летняя и зимняя мечети и гарем.

Ансамбль Палван-Дарваза

Пожалуй, самым оживленным местом Хивы можно назвать площадь, расположенную возле восточных ворот Ичан-Калы, которые принято называть Палван-Дарвоза, что в переводе означает «богатырские ворота».На этой площади находится большое количество исторических построек: Сами ворота Палван-Дарвоза были построены в 1804-1806 годах и имеют форму арочного портала, при входе в который можно прочесть надпись «Шахри Хива» («город Хива») и год постройки 1806  
Строительство ворот было окончательно завершено при Аллакули-хане в 1835 г.

После входной арки находится многокупольная торговая галерея, в ней по обе стороны расположены купеческие лавки.
На выходе из Ичан-Калы справа от ворот Палван-Дарвоза до 1873 г. был невольничий рынок, здесь же оглашались указы хана и производились казни преступников. В связи с этим, ворота Палван-Дарвоза называли в народе "Кул дарваза" («Невольничьи ворота»), "Пашшаб дарваза" ("Ворота казни").

Медресе Ислам-ходжа минарет и медресе

В этот практически современный комплекс, относящийся к началу XX века, входят минарет и медресе, объединенные под именем Ислама Ходжи - премьер-министра хивинского хана Исфандияра. Минарет Ислама Ходжи называют символом Хивы.

Его форма, суженная кверху, восходит к ранним образцам архитектуры (XIV век). На минарете, кирпичная кладка чередуется с полосами глазурованных узоров. Высота минарета 56,6 метров, диаметр основания 9,5 метров. Медресе Ислам Ходжа расположено за минаретом. Оно состоит из 42 худжр и большого купольного зала. Мастерство зодчих можно увидеть в контрастных комбинациях архитектурных форм, умело использованных на ограниченном пространстве. Ниша михраб украшена майоликой и резьбой по ганчу. Фасад отделан глазурью.

Медресе Мухаммад Аминхана

 Медресе Мухаммад Аминхана находится Ичан-Кала это самое большое медресе Хивы  Это самое большое медресе не только в Хиве, но и на территории всей Центральной Азии. Медресе было построено в 1851-1854 годах, по приказу правителя Хивы, Мухаммад Аминхана, и получило его имя. Над зданием возвышается пять куполов и угловые башни. Фасад украшен богатым декором из глазурованного кирпича, деревянные двери изобилуют орнаментальной резьбой, майоликовая облицовка поражает растительными Медресе Мухаммад Аминхана расположено напротив другой достопримечательности Хивы – Куня-Арка, у ворот Ата-Дарваза. А прямо перед зданием возвышается один из главных символов города – минарет Кальта-Минор, строительством которого руководил тот же Мухаммад Аминхан.

Кальта-Минор  Короткий минарет

Минарет расположенный на территории цитадели Ичан-Кала. Находится справа от медресе Мухаммад Амин-хана, и иногда считается его частью. Название Кальта минар переводится с узбекского языка как короткий минарет. Кальта-Минар был задуман ханом  Хивинского ханства  Мухаммад Аминхан. Но хана убили, и минарет, который должен был стать одним из высочайших в мире, так и не достроили – вместо 70 метров, его высота составляет лишь 29 метров узорами, а над входом видна надпись на арабском языке "Это прекрасное сооружение вечно будет стоять на радость потомкам".

Дворец Таш-Хаули  1830-1838 г.    

Дворцовый комплекс,  главный дворец хивинских ханов. С севера площадь частично замкнул ханский дворец Таш-хаули  что в переводе значит «каменная усадьба», «каменный двор». И название это не случайно, потому что в архитектуре ханского дворца повторены традиционные формы хорезмской загородной усадьбы, соединенные с некоторыми принципами планировки городского жилища.

 

 

Мавзолей Саида Аллауддина

Самая древняя усыпальница в Хиве. В исторической части Хивы, в Ичанкале, находится одна из старейших построек города – Мавзолей Саид-Аллауддина, известного на Востоке праведника и суфийского шейха. За свою многовековую историю он не раз реставрировался, и точная дата усыпальницы строительства неизвестна, но, по мнению историков, строительство было закончено во второй половине XIV века.

 

Архитектурный комплекс Пахлавана Махмуда

В Средней Азии богатырей называют пахлаванами.  Пахлаван Махмуд был выдающимся сыном Хорезма. По профессии он был скорняком (мастером по выделке мехов), что приносило ему средства на существование, а по призванию - выдающимся борцом, талантливым поэтом и мудрейшим философом. Еще при жизни Пахлаван Махмуд получил широкую известность далеко за пределами Хивы. Бытует легенда, что как борец он не потерпел ни одного поражения. Он уступил лишь один бой, но только из-за того, что узнал - в случае поражения его сопернику грозит смерть. По сей день профессиональные иранские борцы перед боем возносят молитву, посвященную великому Пахлавану Махмуду. Пахлаван Махмуд умер в 1322 или в 1325 году и был захоронен во дворе своей мастерской. Хивинцы стали считать его покровителем города и в 1701 г. возвели над местом его захоронения мавзолей с  бирюзовым куполом Вскоре это место стало священным, вокруг него вырос целый комплекс построек, а надгробие и сам мавзолей Пахлавана Махмуда были декорированы традиционной бело-голубой майоликой, подобно ханским усыпальницам.

Джума мечеть

Пятничная мечеть в хивинской крепости Ичан-Кала. Согласно данным арабского географа Мукаддасия, мечеть Джума датируется X веком. По данным историка Муниса в конце XVIII века мечеть была перестроена на деньги, пожертвованные ханом Абдурахманом Мехтар. Джума уникальна по строению - она не имеет порталов, куполов, галерей и внутреннего двора. К мечети есть доступ с трех сторон. Потолок большого зала опирается на 213 деревянных колонн. Эти колонны созданы в XI-XV веках и доставлены сюда с других древних построек. Колонны пленяют своей удивительной орнаментальной резьбой В потолке есть небольшие отверстия для света и вентиляции. Особый интерес вызывают двери и колонны, с резьбой ручной работы.

Медресе Шергази-хана

Памятник XVIII века, построенный рабами  находится в самом центре города-крепости Ичан-кала, Оно было по приказу хана Шергази из династии Шибанидов, и стало причиной его смерти.. Сегодня медресе Шергази-хана не работает, кельи пустуют, а перед его входом размещается множество сувенирных лавок. Однако история этого неприметного здания в самом сердце Ичан-Калы завораживает, и заставляет размышлять о бурной жизни рабовладельческой Хивы XVIII века.

 

 

Минарет Мурад-Тура 1888 г.

Расположен напротив северо-западного угла Медресе Мухаммад Рахимхана, и рядом с квартальной мечетью, носящей такое же имя, Мурад-Тура, брата Мухаммад Рахимхана II. Минарет сделан из жженого кирпича и украшен поясом майолики в верхней части. Размеры: высота - 9 м, диаметр основания – 3.2 метра.

 

 

 

Минарет Ислам Ходжа 1910 г.

Минарет был построен по приказу Ислама Ходжи, премьер-министра хана. Этот минарет называют символом Хивы, его форма, суженная кверху, восходит к ранним образцам архитектуры (Куня-Ургенч 14 век). На минарете, кирпичная кладка чередуется с полосами глазурованных узоров. Высота минарета 56.6 метров, диаметр основания 9.5 метров.

 

 

Бани Ануш-Хана

Неподалёку от Ак-мечети («Белой мечети») в исторической части города Хива видны старинные бани Ануш-хана. Их основание историки относят к 1657–1664 годам — об их строительстве оставлены свидетельства в трудах известного историографа Абулкази-хана, отца Ануш-хана. Подобно многим сооружениям древнего мира, бани построены на века, впечатляют продуманностью систем водоснабжения, отопления и водоотведения.

 


Карван-Сарай Аллакули- Хана

Караван-сарай  построенный  при Аллакули-хане в 1832-1833 годах по своей архитектуре сильно напоминает медресе. Различие состоит в том, что главный проход этого сооружения связан с областью двора. Вокруг двора располагаются двухэтажные постройки с худжрами (кельями). Причем верхние этажи - это жилые худжры, а нижние отданы под складские помещения.

 

 

Медресе Аллакули-Хана  

Медресе было возведено в 1834-1835 годах на средства хана Аллакули, правившего тогда в Хиве. Оно по праву считается одним из лучших образцов архитектуры Хорезма последнего периода средневековья. В медресе гармонируют традиционность архитектуры, пропорциональность и масштабность. Присутствует довольно строгая, но в то же время поразительно изящная отделка портала и арочных ниш традиционной майоликой хорезмского типа голубых и черно-белых оттенков.На первом этаже медресе в XIX веке располагалась городская библиотека, которая была очень востребована студентами всех хивинских медресе. На сегодняшний день в здании медресе Аллакули-хана расположился музей истории медицины имени Абу Али ибн Сино

Медресе Мухаммад Рахим-Хана

Медресе  было возведено в 1876 г. перед крепостью Куня-Арк по приказу Мухаммад Рахим-хана, который был в народе просвещенным монархом и покровителем ученых и поэтов. Медресе имеет вход с улицы, который ведет во двор, обнесенный глухой стеной снаружи и окруженный одноэтажными худжрами (кельями) внутри. Далее, во внутреннем дворе располагается главное двухэтажное сооружение, с большим порталом центрального фасада медресе. В каждом углу медресе возвышаются башни - гульдаста, завершенные куполами из зеленной мозаики. 

 

Колодец Хейвак

Хива - один из самых древних среднеазиатских городов, основанный в V столетии до н.э. О возникновении города и его названия ходит много народных легенд. Одно из сказаний утверждает, что город был основан сыном библейского Ноя - Симом. Предание гласит, что после всемирного потопа Сим, который бродил по пустыне, прилег отдохнуть и увидел во сне 300 пылающих ярким огнем факелов. Узрев в этом послании предзнаменование, Сим построил город в форме корабля, именно так, как были расположены факелы в вещем сне. После Сим выкопал колодец “Хейвак”, откуда и пошло название города - Хива. Колодец Хейвак и по сей день бережно сохраняется старожилами в небольшом уютном дворике у северо-западной стены Ичан-Калы. Во время ремонта колодца были обнаружены остатки купольного строения, а также следы первоначальной древней кладки.

Архитектурный памятник Ак-Масжид

Ак-мечеть, что в переводе с узбекского означает “Белая мечеть”, как раз и являет собой образец классической мечети. Белая мечеть расположена в ансамбле у восточных ворот Ичан-калы ,эта квартальная мечеть для ежедневной пятикратной молитвы
Мечеть строилась в несколько этапов Фундамент был заложен в 1647 году   вместе с баней Ануш-хана   Судя по надписи на дверях мечети, современное здание датируется 1838—1842 гг. Надписи также упоминают имена хивинских мастеров резьбы по дереву Нур Мухаммада сына Адин Каландара; Каландара, сына Сейд Мухаммада. Мечеть состоит из купольного зала с тремя примыкающими галереями. Южная стена содержит михраб-нич, ориентирующий верующих в сторону Мекки.


Тематические предложения: