Узбекистан, Бухара: Достопримечательности Бухары
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

 Архитектурный ансамбль Пои-Калян

В XII веке под началом Арслан-хана город был полностью перестроен. Среди прочего правитель задумал создание комплекса Пои-Калян. Минарет появился тогда же, а нынешние соборная мечеть и медресе Мири Араб – только в XVI веке. Место было выбрано не случайно: в прошлом здесь уже стояла мечеть. На момент создания проекта от неё оставались только руины. Новая постройка вмещала около 12 тысяч человек для одновременной молитвы. По этому показателю она стала второй в стране. Минарет имеет высоту более 46 метров. Он никогда не ремонтировался. Медресе используется по прямому назначению до сих пор.

 

Цитадель Арк

Самый старый археологический памятник Бухары. Строительство велось в X веке, однако наиболее ранние сохранившиеся внутри стен здания датированы XVII веком. Легенды приписывают основание крепости местному герою Сиявушу. Тут также некоторое время проживал Омар Хайям. Уникальная библиотека не уцелела из-за регулярных войн и нападений на цитадель. Сейчас здесь базируется архитектурно-художественный музей.

 

Торговые купола Бухары

Через Бухару проходил Шелковый торговый путь. По этой причине здесь торговали охотно и много. На пересечении дорог были возведены купольные здания – нечто вроде крытых базаров, именуемых «токи». Под одной крышей объединились рынки разной направленности. Традиционно выделяется четыре токи: Токи саррафон, Токи Тельпак Фурушон, Тим Абдулла-хана, Токи заргарон. Купить можно всё от ювелирных изделий до старинных книг.

 

Мавзолей Саманидов

Располагается на месте древнего кладбища, которое почиталось в прошлом. Возведён в IX веке в традиционном для согдийцев стиле, но с применением более долговечных материалов. Внешние черты здания отсылают к видению создателями мира. В основании лежит квадрат – символ земли, а венчает его купол – небесный свод. В мавзолее погребены три богослова, включая основателя Саманидской династии.

 

Мавзолей Чашма-Аюб

Название переводится с персидского как «источник Иова». Рядом с усыпальницей находится родник. Согласно легенде он появился благодаря пророку Иове: своим посохом он коснулся земли, чтобы напоить местных жителей. Хотя мавзолей построили в XII веке, захоронений того периода здесь нет. Здание много раз перестраивалось, в том числе и при Тамерлане. Сейчас внутри работает музей воды и выставка ковров

 

Комплекс Баха ад-Дин

Местность была в прошлом центром одного из суфийских орденов. Братия хорошо уживалась с официальным исламом и не имела склонности к затворничеству. Захоронение главы братства, мечети, ханака, минарет и медресе – всё это имеется на территории комплекса. Любопытно и устройство арочной саккаханы. Согласно легенде, если утолить здесь жажду и оставить подношение, то исполнится любое желание просящего.

 

 Некрополь Чор-Бакр

Изначально находился в деревне, но территории впоследствии включили в состав города. Здесь покоятся Джуйбарские сейиды. История их династии восходит к самому Мухаммеду. Некрополь был создан для сохранения уникальных гробниц. Округа за несколько веков постепенно обросла зданиями, а вход сделали в виде самобытных ворот. Последние захоронения датированы началом прошлого столетия.

 

Ляби-хауз

В центральной части Бухары расположена площадь Ляби-хауз. Вокруг неё – комплекс из старинных зданий. Застройка этого района велась в XVI-XVII веках. Медресе Кукельдаш было возведено первым. Оно соединило в себе мечеть, жилые зоны и помещения для занятий. А Нодир-Диван-Беги изначально выполняло функции караван-сарая, поэтому лишено многих привычных для медресе черт. Ханака Диван-Беги небольшая по размеру, зато имеет богатую отделку. Полноценная составляющая комплекса – фонтан. За свою историю он успел побывать прудом, резервуаром для воды, а также, после осушения, спортивной площадкой.

 

Памятник Ходже Насреддину

Установлен в 1979 году по проекту скульптора Якова Шапиро. Автору поставили задачу передать все составляющие сложного образа народного героя. Ходжа Насреддин популярен на Востоке. Он предстаёт одновременно человеком большого ума и простаком. Из любой проблемы народный любимец способен извлечь выгоду. Бронзового Насреддина усадили на осла и придали его чертам некоторую игривость.

 

Боло-хауз

Единый ансамбль составляют сразу несколько построек: мечеть, хауз и минарет. В прошлом эта мечеть была главной в городе для пятничной молитвы. Она разделена на две части: зимнюю и летнюю. В оформлении интерьеров важную роль играют колонны. Они не только поддерживают потолок айвана, но и обрамляют вход. Минарет появился лишь в прошлом столетии. А первые постройки на регистане датированы XVIII веком.

 

Медресе Чор-Минор

Построено на средства местного торговца в начале позапрошлого века. Поскольку медресе имеет 4 башни в виде минаретов, оно и получило такое название. Имеет и другое наименование – Халиф Ниязкул в честь своего основателя. Росписи на каждой башне уникальны. Считается, что они отсылают к главным мировым религиям. Впоследствии к медресе пристроили жилые помещения. Их убранство выдержано в традиционном стиле.

 

 Медресе Улугбека и Абдуллазиз-хана

Комплекс формировался на протяжении долгого периода с XV по XVII век. Медресе Улугбека было построено раньше. Спустя более 150 лет с момента основания, его внешний вид изменился из-за новой облицовки. Сейчас помещения отданы Музею истории реставрации памятников города. При оформлении медресе Абдуллазиз-хана впервые применили жёлтую краску. Роспись стен очень разнообразна, что нетипично для таких зданий.

 

Кош-медресе

Комплекс состоит из двух медресе, которые стоят друг напротив друга. Отсюда и название, переводимое как «двойной». Первое медресе в честь Модари-хана построили в XVI веке, а второе – в честь Абдуллы-хана – спустя пару десятилетий. Эти достопримечательности – не только образцы архитектуры своего времени. Они были очень популярными учебными заведениями. Попасть сюда на занятия могли не все.

 

 Комплекс Ходжа-Зайнутдин

Оформился в XVI веке. Окружён жилым кварталом. На территории комплекса находит выстланный мрамор хауз. Его водослив сделан в виде головы дракона. Другое примечательное строение – ханака. Здание использовалось в качестве квартальной мечети. Стены имеют необычную и обширную роспись. Открытая галерея также украшена всевозможными элементами декора и узорами. При этом они выдержаны в спокойных тонах.

 

 Мечеть Магоки-Аттари

Расположена на месте древнего святилища. Оно было создано для поклонения Луне, поэтому мечеть иногда называют Мох, что переводится, как «луна». Помещения мечети буквально ушли под землю, но в настоящее время восстановлены в прежнем виде. В давние времена евреям тоже можно было совершать ритуалы в Магоки-Аттари. Из-за этого у последователей иудаизма из Бухары появилось особое пожелание мира при молитвах.

 

 

Ситораи Мохи-хоса

Дворец построен в начале прошлого века. Он выполнял функции загородной резиденции бухарского эмира. Хотя комплексу был свойственен европейский стиль, внутри существовало разделение на мужскую и женскую половины. В настоящее время внутри разместился музей декоративно-прикладного искусства. Он работает с 1927 года и несколько раз серьёзно обновлялся. Одна из самых популярных экспозиций – интерьеры дворца.

 

Дом-музей Файзуллы Ходжаева

Файзулла Ходжаев – видный борец за равноправие, политический и общественный деятель. Его репрессировали и казнили в 30-х годах прошлого века. Музейная экспозиция разделена на 3 части. Первая посвящена жизни самого Файзуллы.  Две других имеют этнографический характер. Они рассказывают о быте богатых купцов того периода и об их кухне. Располагается музей в доме, где жила семья Ходжаевых.

 

 Ансамбль Ходжа-Гаукушан

Соборная мечеть и медресе образуют единый комплекс. Он сформировался к концу XVI века. Дворовое устройство типично для того времени. А вот минарет выделяется, он – один из самых высоких в городе. На этом месте ранее забивали быков. Отсюда и название, переводимое соответствующим образом. Вместе с другими объектами исторической части города входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Бухарский Зиндан
Одна из двух городских тюрем. Построена крепость в XVIII веке и использовалась для содержания под стражей должников, не явившихся на утреннюю обязательную молитву и прочих нарушителей закона. Максимальный срок заключения составлял 15 дней, так как суд заседал на площади 2 раза в месяц. Тогда и выносилось окончательное наказание. Внутри зиндана были помещения для пыток и яма со скорпионами.

 

 


Тематические предложения: