Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии

Армянский монастырь Татев отмечает 1100-летие

В переводе с армянского Татев означает «дай крылья». А еще так называется один из самых знаменитых средневековых монастырских комплексов на северо-востоке Сюникской области Армении, возвышающийся над обрывом глубокого каньона высокогорной реки Воротан. Сегодня монастырский комплекс Татев празднует свое 1100-летие.

Наряду с научными конференциями, организованными Сюникской епархией Армянской Апостольской Церкви и Национальной академией наук Армении, здесь проводятся экскурсии для армянских школьников, коллективов организаций и гостей Армении - туристов. Одним из примечательных объектов монастыря, который когда-то привлек внимание тележурналиста, ведущего программы «Клуб путешественников» Юрия Сенкевича, является восьмигранный, девятиметровой, качающийся посох-столб, воздвигнутый в 904 году. Своим качанием столб, называемый по-армянски «гавазан», предупреждал о вражеских нашествиях более 1 тыс жителей Татева.

В IX веке монастырский комплекс стал резиденцией сюникского митрополита, который владел обширными землями, ремесленными мастерскими, собирал налоги с сотен сел. Монастырь - крепость, который считается выдающимся памятником средневекового армянского зодчества, включает в себя церкви Григория (836-48 гг.), Погоса и Петроса (X в.) и надвратную церковь Аствацацин (XI в). Татевский монастырь был также крупным культурным центром со скрипторием, библиотекой и одним из известнейших университетов в Армении, просуществовавший с перерывами около 70 лет - с середины XIV в. до 1415г.). Период наивысшего расцвета университета пришелся на 1370-1410 гг. Величественный религиозный и политический центр Сюникского княжества был полуразрушен землетрясением в 1931 году.

Your browser may not support display of this image. Многие путешественники едут в Армению только для того, чтобы посетить памятники религиозной архитектуры, и Татевский монастырь - крепость является одним из заслуживающих внимания. Один из наставников Татевского университета, Маттеос Джугаеци, пишет: «Великий философ армянский Ованес Воротнеци перед смертью повелел Григору Татеваци, именем которого и называется монастырский комплекс, стать во главе великого университета Есаи Ничеци и продолжать его дело как главный наставник Великой Армении». После этого Григору Татеваци не раз приходилось спасаться от орд захватчиков, прятать рукописи в горных тайниках, читать лекции в пути и после ухода погромщиков возвращаться к разоренному очагу.

В 1408 году в Мецопском монастыре он основал высшую школу «грамматического и каллиграфического искусства». Григор Татеваци умер в 1409 году и его похоронили в южной стороне церкви Погос-Петроса Татевского монастыря. И сегодня в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина можно увидеть золотой оклад Татевского Евангелия, на котором изображены евангельские сцены и портреты выдающихся татевских ученых - Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци - свидетельство высочайшего класса мастеров - миниатюристов Татевской школы.

Вспоминая величие Татевского монастыря, на недавней конференции к его юбилею глава Сюникской епархии еп. Абгар подчеркнул важность возвращения монастырю прежнего блеска, о создании интернет-сайта о Татеве, о включении его в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он подчеркнул, что могилы армянских святых остались в Западной Армении (территория современной Турции). Лишь к трем - Месропа Маштоца (создателя армянского алфавита), Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци, армяне имеют доступ. А ведь именно с благословения Григора Татеваци во всем христианском мире впервые был создан крупный образовательный центр.

Your browser may not support display of this image. Христианство появилось в Армении еще во II-III веках и в 301 году стало государственной религией. Первыми проповедниками христианства в Армении были святые апостолы Фаддей и Варфоломей (I в.), принявшие мученическую смерть. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл также Григорий Просветитель, ставший первым католикосом Армянской Церкви (302-326 гг.), в честь которого Армянская Церковь и получила встречающиеся в литературе названия «Григорианская» или «Армяно-Григорианская». Это условное название вошло в обиход с 1836 года. Благодаря проповедям Григория Просветителя армянский царь Трдат (287-330 гг.) первым принял крещение со своей семьей, после чего христианство было провозглашено официальной государственной религией.