Туркменистан, Дашогуз: Достопримечательности Дашогуза
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Самые популярные туры

Мавзолей Иль-Арслана


Это уникальное архитектурное сооружение, именуемое также мавзолеем Фахреддина Рази чудом сохранилось и дошло до наших дней. Оно было построено еще до монгольского нашествия на Ургенч. Форма мавзолея отличается четкостью и простотой композиции: куб, на нем двенадцатигранная призма барабана и внешний купол в виде двенадцатигранного шатра.

Мавзолей Иль-Арслана был вручную украшен рельефной резной терракотой, выраженной в замысловатом орнаменте: растительных и геометрических узорах. Причем при выполнения декора применялась весьма особенная средневековая техника. Плотно лежащие на земле еще не обожженные кирпичи покрывали глиной, на которой рельефно вырезали сложнейший орнамент. Затем вся композиция разрезалась по швам между кирпичами и вместе с ними подвергнута обжигу, после чего вновь собрана уже на фасаде.

Так что мавзолей Иль-Арслана совершенно уникальное здание своей эпохи, свидетельствующее о достижениях средневекового зодчества. Прошло 700 лет, а эта декорация продолжает восхищать своим совершенством.

Мавзолей Хорезмшаха Текеша

(XII- XIII в.)

Недалеко от минарета Кутлуг-Тимура находится мавзолей Хорезмшаха Текеша - один из немногих уцелевших памятников домонгольского Ургенча. В народе он именуется также Шерепбаба и Гёк-гумбез. Вместе с мавзолеем Иль-Арслана они представляют собой некрополь одного из правящих хорезмских кланов.

Хорезмшах Текеш был весьма одиозной личностью. Он сумел объединить огромную территорию, простиравшуюся от Аральского моря на севере до Персидского залива на юге и от Памира на востоке до Иранского нагорья на западе. В 1172 году, для того чтобы занять трон, он обратился за помощью к своим бывшим врагам - каракитаям, которые согласились в обмен на ежегодную дань помочь ему свергнуть с престола родного брата, а затем, уже получив власть над Хорезмом, он же приказал умертвить свою мать.

Мавзолей Хорезмшаха Текеша когда-то возвышался над городом на высоту 30 метров и был своеобразным маяком в пустыне. Утомленные путники, бредущие по раскаленной пустыне, видели его издалека и, таким образом, получали сигнал к окончанию тяжелого путешествия.

По массивности и художественной выразительности этот памятник часто сравнивают с другим шедевром XII в. - мавзолеем султана Санджара в Мерве. Оба сооружения возвышались над рядовыми постройками и являлись т.н. «символами власти».