Армения, Алаверди: Достопримечательности Алаверди
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Монастырь Санаин
Монастырь Санаин изначально был возведен для монахов, которые оказались неугодны императору Византии Роману Лакапину. Комплекс Санаин, который должен был служить местом для укрытия беглецов, был построен по инициативе князя Армении Ашота III Багратуни. в 966г. Впоследствии в этом месте осуществлялась просветительская деятельность, а школа,  действующая при монастыре стала академией. Здесь преподавали такие именитые представители науки, как Анания, Теодорос и иные ученые Армении времен средневековья. Санаин, внесен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди зданий монастыря выделяется церковь Всеспаситель, построенная женой царя — Хосровануйш. В 979 г. здесь была основана епископская кафедра. Здание производит сильное впечатление своими размерами и декоративным убранством. Интерьеры церквей Всеспаситель и Св. Богородицы, как и некоторых других, имели фресковые росписи, в настоящее время почти утраченные.
Притвор церкви Всеспаситель, возведен в 1181 году зодчим Жамгайром. Базы и капители колонн украшены резьбой и объемными изображениями голов животных, имеющих символическое значение.
Небольшие церкви и часовни Санаина представляют собой обычные сооружения, отличающиеся друг от друга размерами, деталями композиции и декоративного убранства.
Притворы — наиболее значительные по площади сооружения Санаина — являются своеобразными памятниками средневекового армянского зодчества. Они служили местом проведения утренних и вечерних церковных служб, в них стояли не поместившиеся в храме прихожане. Здесь же производились захоронения выдающихся деятелей и знати.
Усыпальницами знатных особ служили не только притворы и галереи, но и специально возводившиеся здания. В Санаине таких зданий было несколько, они имели различную архитектурную композицию, что свидетельствовало о большой творческой изобретательности их зодчих.
Колокольня — наиболее ранний пример сооружений подобного назначения, построенная между 1211 и 1235 годами.

 Академия и Книгохранилище  Санаина — оригинальные произведения гражданского зодчества Армении, возведенные в XI в.. Промежутки между колоннами академии оформлены глубокими арочными нишами, в которых располагались слушатели. На полу книгохранилища сделаны небольшие ямы, где хранились старые и новые рукописи.

 

 

 Санаинский мост над рекой Дебет был построен по заказу царицы Ванени Закарян в 1192-м году в память о ее усопшем муже, царе Абасе. Каменная кладка выполнена настолько безупречно, что это древнее сооружение прекрасно сохранилось до наших дней. Длина моста составляет около 60 метров, он находится на расстоянии 12,5 метров над рекой, а пролет арки равен 18 метрам. Мост украшают лаконичные фигуры диких кошек, изваянные из камня. Все фигуры разные, и на одной из них можно увидеть символ вечности и солнца.

 

Санаинский комплекс особенно богат хачкарами, имевшие  не только мемориальное назначение. Они ставились также в ознаменование различных событий: один был поставлен по случаю возведения в 1192 году моста, другой — гостиницы в 1205 году, и т.д.. Поражает виртуозная точность выполнения кружевного рисунка, в особенности его сложных переплетений, как в хачкарах Григора Тутеворди 1184 года или Саркиса 1215 года. Сложнейшие орнаментальные композиции и исключительное мастерство их выполнения относят эти хачкары Санаина к выдающимся произведениям армянского искусства.

 

Монастырь Ахпат
Монастырский комплекс Ахпат принадлежит к числу выдающихся произведений средневековой Армении, художественные достоинства которого выходят за рамки национальной культуры. Благодаря уникальности архитектуры и сохранению аутентичности всех построек монастырский комплекс в 1996 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время основания Ахпата точно неизвестно. Предположительно, начало его строительства относится к середине X века. За три века здесь были возведены церкви, часовни, колокольни, книгохранилища, мосты и галереи. Из купольных церквей наиболее интересна церковь Сурб Ншан. Церковь украшают хорошо сохранившиеся скульптурные композиции, а вот фрески практически все утрачены. Колокольня Ахпата - самое раннее из сооружений подобного назначения в Армении.

Книгохранилище - редкое по своему назначению здание, свидетельствующие о высоком уровне развития гражданского зодчества Армении XI-XIII веков и о просвещенности ее населения.
В 11-13 веках были известны ахпатская школа и типография. Здесь преподавали грамматику, ораторство, философию, теологию, музыку и другие предметы. Ахпат был также известен своей школой миниатюры. Под облачением священника несколько лет здесь жил знаменитый армянский композитор Саят-Нова

Ахпатский комплекс особенно богат хачкарами. Особенностью знаменитого хачкара Аменапркич (1273г.) является большое количество реалистически изображенных человеческих фигур, умело вплетенных в уникальную композицию декора. Комплекс Ахпата является образцом градостроительного искусства древней Армении.

 

Монастырь Ахтала
Монастырь Ахтала располагается неподалеку от одноименного города на высоком уступе горы. Ахтала был основан в Х ст. в качестве одного из оборонительных сооружений.  Во время правления Кюрикидов. С севера крепость защищена высокими стенами, выложенными крупным базальтом. С двух сторон главного входа возвышаются трехэтажные башни.
Примерно до XIV ст. носил название Пхиндза-ханк, что в переводе означало «медный рудник».
С 1438 года монастырь принадлежал Грузинской православной церкви. В 1801 году при российском императоре Александре I был передан грекам, живущим в Закавказье
Церковь Св. Богородицы построена в XIIIв. и представляет собой прямоугольную в плане крестовокупольную композицию.Внутренняя часть церкви полностью расписана. Стены богато разрисованы высокохудожественными фресками — представляющими фрагменты из ветхого и нового завета. Над алтарем – Дева Мария, цедящая на троне, внизу в полный рост изображения святых: Василий Великий, Папа римский Сильвестр, Акопа Мцбинеци, Григория Просветителя и т.д..
Фрески  написаны , скорее всего скорее всего, между 1205 и 1216 гг. и входят в круг византийского искусства комниновского периода, в них слились как традиции византийского, так и грузинского и армянского искусства (возможно, здесь работали, 3 мастера: грузин, грек, армянин-халкедонит). Рисунок отличается точностью и изяществом, лики - благородством типов, одухотворенной энергией, эффектен контраст между белыми одеждами и интенсивными синими фонами.

 

Монастырь Оздун
Одзунский монастырь основан в VI в.. Необычны для тех времен размеры и планировка здания. Один из единичных экземпляров подобного типа.
Церковь в стиле купольной базилики с планом размера в 21×32 м. Несмотря на свою древность, церковь не обделена замечательными декоративными украшениями. На стенах храма хранятся ценные орнаменты раннехристианской эпохи. Над окном западной стены изображен бюст Христа – в руках с открытой книгой, на страницах которой написаны первые строки Евангелии от Иоанна. На южной стене – Богоматерь с младенцем.
В монастыре Одзун служил один из любимых Армянских католикосов – Ованнес Одзунский, который отрекся от своего престола и занялся строительством. Потому и получил прозвище “Строитель”.
Примерно в 10м на северо-восток от купольной базилики находится уникальный надгробный обелиск (V-VIвв.). Богато украшенный монумент – один из уникальных памятников раннего средневековья. На внутренних гранях есть растительные и геометрические росписи. На северной колоне изображены Дева Мария с младенцем, крещение Христа, император Константин с сестрой. На южной колоне – 12 апостолов. Также на колоннах высечены орнаменты, рассказывающие о победе христианства в Армении и Византии.

Монастырь Кобайр
Средневековый монастырь под названием Кобайр расположен в Лорийской области, недалеко от города Туманян. Монастырь стоит на склоне горы. Над сохранившихся построек датируются XII веком. Считается, однако, что монастырь был основан веком раньше царевнами из рода Кюрикянов, которому и принадлежал до XIII века, перейдя позднее в руки рода Закарянов (Захаридов).ущельем, в котором течет река Дебед.
Наименование монастыря происходит от грузинского корня «коб» и армянского «айр». Слово Кобайр можно перевести как «пещера». И действительно, на территории есть система пещер. Кроме того, там находятся церковь и главные ворота XII века, часовня, также церковь Катохике, Мариамашен — церковь, основанная в 1171 году княгиней Мариам, дочерью царя Кюрике II, колокольня-усыпальница и трапезная. Центральный вход в комплекс представляет собой открытый зал с круглыми башнями, образующими туннель.
В монастыре, который частично разрушен и в настоящее время реконструируется, сохранились старинные фрески. На апсиде (выступающей части) Катохике расположены три яруса фресок: изображение Богоматери и архангелов, затем следует Евхаристия (вечеря) и, наконец, изображения различных святых. Стены алтаря украшены фигурами пророков. Фрески выполнены в армянской, грузинской и византийской традиции.
В Кобайре жил летописец Давид Кобайреци. В средние века монастырь был культурным центром и мастерской по переписке летописей

 

 Монастырь Сятого Оганеса 
Село Ардви славится монастырем Св. Оганеса или, как его еще называют, Оганеса III Одзнеци, чей прах нынче покоится здесь же. Святой Оганес был великим мыслителем, богословом, реформатором, церковным и общественным деятелем, за что его называли Оганесом Мудрым. Он причислен к лику святых Армянской Апостольской церкви. Архитектурный комплекс включает две церкви и колокольню. На территории монастыря можно увидеть хачкары, руины, оставшиеся от жилых или хозяйственных помещений, а также четырехгранный монумент. Структурные детали сооружений свидетельствуют о том, что церкви и колокольня были возведены в разное время.
Данный памятник культуры имеет определенную связь с кинематографом, так как именно в этом месте была снята знаменитая кинокартина «Цвет граната» легендарного Сергея Параджанова
Рядом с монастырем находится кладбище старинного дворянского рода Калантаровых — много веков они владели селом Ардви, а чуть ниже, поодаль, — скала с продольной длинной полосой темной породы, из которой бьет целебный источник — Одзи порт (Օձի պորտ, «пуп змея»).


Другая полезная информация