Таджикистан, Пенджикент: Достопримечательности Пенджикента
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Самые популярные туры

 

На окраине Пенджикента сохранился «кусочек» прошлого: древнее городище со средневековой цитаделью, окруженной жилыми и общественными зданиями, в некоторых из которых сохранились настенные росписи. Недалеко стоит некрополь. Найденные при раскопках глиняные и деревянные скульптуры хранятся в историко-краеведческом музее имени Рудаки. На месте раскопок был создан музей-заповедник. Недалеко от Пенджикента, на горе Муг, найден архив документов пенджикентского правителя, написанных на согдийском языке. Расшифровка этих документов позволяет судить о социальной, экономической и политической жизни населения Средней Азии в VIII в.

 

Городище древнего Пенджикента

На окраине современного Пенджикента взору туриста открывается настоящая картина из прошлого: средневековая цитадель, окруженная жилыми зданиями с настенными росписями, недалеко от центра городища стоит некрополь. Местные жители зовут это место «Кайнар», по названию расположенного рядом источника. В 1946 году здесь начались археологические раскопки.

В результате были обнаружены: стоящая отдельно на холме цитадель с дворцом Диваштича (последнего правителя Пенджикента), два храма с обширными дворами, улицы, лавки, мастерские, базары, крепостные стены, многокомнатные двух- и даже трёхэтажные жилища, самые богатые из которых были украшены настенной живописью и деревянной скульптурой. Городище древнего Пенджикента является археологическим памятником V-VII веков и занимает территорию в 13,5 гектаров. Городище состоит из 3-х поясов укреплений, шахристана с оборонительной стеной, пригородными усадьбами и некрополем. Город был построен в V веке и просуществовал до VII века. Раскопки ведутся с 1947 года. Стены многих домов сохранились до второго этажа. Всего раскопано 2 дворцовых комплекса, 2 храмовых комплекса, 2 базарных комплекса, 8 улиц, десятки многокомнатных домов знати и рядовых граждан, городские стены V-VIII веков.

Но больше всего прославилось городище древнего Пенджикента живописными и красочными стенными росписями, сохранившимися, несмотря на более чем 1300-летнее нахождение в завалах. Сюжеты древних пенджикентских художников разнообразны. Культовые – олицетворение небесных светил (Солнце, Луна, другие планеты солнечной системы), отражение культов предков, водной стихии (реки Зеравшан), индуистских божеств (Шива). Жанровые отображают батальные сцены, сцены пиршества, охоты, спортивного единоборства, игры на музыкальных инструментах и в нарды, танцев, распределения урожая. Также найдены остатки резного дерева и глиняной монументальной скульптуры, оставшейся от развалин храмовых зданий. Искусство древнего Пенджикента, наряду с чертами византийского, индийского, персидского, обладало своим особым оригинальным стилем.

Городище Пенджикент с декабря 1972 года включено в реестр памятников истории и культуры Республики Таджикистан, а с 1979 года объявлено Панджикентским историко-культурным заповедником. В научно-историческом отношении древний Панджикент является эталонным памятником Согдийской культуры во времена Великого Шелкового пути.

Мавзолей Рудаки

Мавзолей поэта, родоначальника классической таджикской поэзии Абу-Абдулло Рудаки, известного на весь мир, был построен в… 1958 году. Этот исторический парадокс связан с тем, что до конца не была изучена биография великого деятеля, и, соответственно, не прослежено место его захоронения. Известно лишь, что Рудаки, живший в конце IX – начале X веков (правление Саманидов), последние дни своей жизни провёл в бедности и умер в 941 году в своём родном селении Панджруд, недалеко от города Пенджикента. Сохранились сведения, что поэт умер слепым.

Пролить свет на многие вопросы из жизни Рудаки помогла кропотливая работа известного таджикского писателя Садриддина Айни. Досконально изучив, возможные исторические рукописи, сумел установить место захоронения великого поэта. В 1956 году, в год 1100-летия со дня рождения Рудаки была вскрыта могила в кишлаке Панджруд – предполагаемом месте захоронения поэта. В погребении были обнаружены кости скелета, тщательное исследование которых показало, что они принадлежат мужчине, который скончался в возрасте около 85-87 лет. В склепе также были найдены предметы, относящиеся к тому времени, когда жил поэт. Был обнаружен еще ряд признаков, которые позволили учёным сделать вывод о том, что найденные останки действительно принадлежат Рудаки. По останкам известный скульптор- антрополог Михаил Герасимов смог восстановить облик Рудаки.

Поселение Саразм

Саразм, что означает "начало земли", - это древнейшее поселение оседлых народов Центральной Азии. Поселение,  датируемое IV - II тысячелетий до нашей эры, расположено всего в 15 км от Пенджикента и представляет собой вытянутую с запада на восток возвышенность на левом берегу реки Зеравшан. Общая площадь поселения превышает 100 га. Это древнейшее поселение представляет историческую и культурную ценность благодаря хорошо сохранившимся дворцовым и культовым сооружениям, общественным строениям. Разрушение поселения по времени совпадает с вторжением на эту территорию кочевых индоиранских племён.

Памятник был открыт случайно осенью 1976 г. археологом Абдуллоджан Исаковым. Археологические раскопки ведутся с 1977 года и работа еще продолжается. В Саразме хорошо сохранились храмы огня, общественные и жилые строения, культовые и дворцовые сооружения. Здесь найдено множество изделий из меди, бронзы, свинца, серебра и золота, оружия, украшений, относящихся к IV–II тысячелетиям до н. э.

С конца  IV тыс. до н. э. поселение Саразм превращается в один из крупнейших центров металлургии Центральной Азии.  В верховьях Зарафшана саразамийцы обнаружили золото, серебро, медь, свинец и олово. При раскопках в поселении были обнаружены фрагменты литейных форм, плавильные горны, массивные песты и молоты для дробления руды, металлические изделия в виде топоров, кинжалов, ножей, копий, булавок, рыболовных крючков.

Огромный интерес представляет раскопанный в Саразме дворцовый комплекс площадью более 250 м2, отличающийся от рядовых домов планировкой, монументальностью и пышностью. Он состоит из входного коридора, прихожей, двух–трёх залов и нескольких вспомогательных сооружений. Все строения связаны между собой широкими проходами с глиняными порогами. В одной из стен комплекса имеются окошки для освещения и вентиляции. Но особенностью Саразмского комплекса является наличие круглых алтарей в центре двух залов, что дает повод думать, что он был не просто дворцом, но и местом для совершения культовых обрядов.

На месте раскопок были найдены многочисленные украшения, изготовленные из драгоценных камней и обработанных морских раковин. Среди них выделяются 48 золотых бусин, а также двенадцати лепестковая золотая розетка со вставкой из бирюзы в центре.

Саразмийцы, расширяя зону своих контактов, к середины IV тыс. до н. э. установили культурные и торговые связи с древнеземледельческими центрами Южной Туркмении, Ирана, Белуджистана, Индии и Афганистана. Таким образом, городище Саразм является уникальным памятником, который отразил в себе  самые различные культурные связи и контакты народов эпохи энеолита и ранней бронзы.

Постановлением Правительства  Республики Таджикистан 21 сентября 2001 года поселение  Саразм было объявлено историко-археологическим заповедником, как центр формирования культуры земледелия, ремесел и градостроительства таджиков.

Помимо этого древнее поселение Саразм в Таджикистане добавлено в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

 

Мавзолей Мухаммада Башоро (XI-ХI V вв.)

Мавзолей поэта, родоначальника классической таджикской поэзии Абу Абдаллах Джафар известный всему миру под псевдонимом Рудаки, был построен только в 1958 году. Этот исторический парадокс связан с тем, что до конца не была изучена биография великого деятеля и соответственно, не прослежено место его захоронения. Известно лишь, что Рудаки, родился около 850 года, в кишлаке Панджруд примерно в 60 км к юго-востоку от Пенджикента. Поэт, живший во времена правления Саманидов, последние дни своей жизни провёл в бедности и умер в 941 году в своём родном селении Панджруд. Сохранились сведения, что поэт умер слепым. Пролить свет на многие вопросы из жизни Рудаки помогла кропотливая работа известного таджикского писателя Садриддина Айни. Досконально изучив, всевозможные исторические рукописи, он сумел установить место захоронения великого поэта, а известный скульптор- антрополог Михаил Герасимов смог восстановить его облик по останкам.

В 1956 году, в год 1100-летия со дня рождения Рудаки была вскрыта могила в кишлаке Панджруд – предполагаемом месте захоронения поэта. В погребении были обнаружены кости скелета, тщательное исследование которых показало, что они принадлежат мужчине, который скончался в возрасте около 85-87 лет. В склепе также были найдены предметы, относящиеся к тому времени, когда жил поэт. Был обнаружен еще ряд признаков, которые позволили учёным сделать вывод о том, что найденные останки действительно принадлежат Рудаки. Мавзолей поэта представляет собой красивое здание на фоне живописных гор

На гробнице поэта в нынешнее время сооружён изящный мавзолей, это красивое здание прекрасно смотрится на фоне живописных гор. Мавзолей служит местом паломничества туристов, в особенности – персоязычных почитателей таланта поэта. Кишлак, обозначенный на картах Панджруд, был переименован в Рудаки, когда отмечалось 1150-летие поэта. 

 

Архитектурный комплекс Хазрати-Бобо

В некотором отдалении от Пенджикента, но в пределах Согдийского района, расположен архитектурный комплекс Хазрати-Бобо. Он расположен в горном селении Чорку, отсюда еще одно название комплекса – «Мавзолей Чорку».

В комплекс входят культовые сооружения, разные по времени постройки, но объединенные одной особенностью: все они размещены фасадом на север. Главным считается мавзолей некоего святого, которого местное население называет по-разному «Хаст-и-Подшох», «Хаст-и-Амир», «Амир Хамза Сохибкирон» (Сохибкирон – означает «Господин счастливого сочетания звёзд»). Согласно местной легенде, мавзолей был возведен за одну ночь, и в нем яко бы погребён святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох). Ни учёные, ни старожилы Чорку не могут точно сказать, какое из этих названий соответствует действительности, и кто в этом мавзолее похоронен, за чьей могилой верующие тщательно ухаживают.

Весь комплекс представляет собой уникальный памятник средневековой архитектуры и состоит из двух типов построек. Самое старое здание деревянный мавзолей с навесом (айваном ) на резных колоннах, которые украшены куфическими надписями и резным орнаментом относится к X–XII векам. Всего резных деревянных колонн, поддерживающих постройку – семь. Они уникальной формы, высотой около 2,5 м. Каждая колонна выполнена из цельного ствола дерева и покрыта орнаментом. Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен по характеру – это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры. Причем, колонны украшены совершенно непонятными животными, напоминающими птиц, змей и рыб одновременно. Возможно, это связано с религиозными верованиями древних таджиков о переселении душ.

В мавзолей ведут две входные двери: одна – с севера, над ней каллиграфически вписаны изречения из Корана, а также дата ремонта – 1321 год Хиджры (1903–1904 годы). Дверь была заложена декоративной решёткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие обряды. Другая дверь, ведущая с юго-запада, была предназначена для шейха. В центре помещения расположена могила «святого». 

Второй тип построек «Хазрати-Бобо» – более поздний он датируется XVIII–XIX веком. Слева от мавзолея находится комната с навесом, который держится на четырех колоннах. Стены и потолок также расписаны и отделаны декором. Это место, судя по всему, служило ночлегом паломникам. Также здесь совершались некоторые обряды, например – худои (жертвоприношение).

Во дворе комплекса находится деревянный минарет, построенный в виде трёхъярусной башни. Комплекс зданий окружён глинобитным забором. По словам старейших жителей, когда–то двор мавзолея являлся кладбищем. Но в середине XX века почти все могилы были сравнены с землей для безопасности паломников.

Достопримечательности Пенджикента фото: