Эстония, Тарту: Достопримечательности Тарту – Церкви и Соборы
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Достопримечательности Тарту – Церкви и Соборы.

Тарту славится и своими многочисленными церквями, о некоторых из них мы Вам расскажем.


Тартурская  Яановская церковь.

Тартуская Яановская церковь была построена в XIV веке как трехнефная базилика и принадлежит к числу ценнейших архитектурных памятников в западной готике/

В 2005г состоялось торжественное открытие отреставрированной Яановской церкви. Средневековые памятники зодчества составляют, пожалуй, наиболее ценную часть довольно богатого архитектурного наследия Эстонии. Особое место принадлежит здесь тартуской Яановской церкви. Прежде всего, благодаря тому, что снаружи и изнутри церковь украшена многочисленными декоративными деталями, изготовленными из терракоты - обожженной глины. Первоначально их число превышало тысячу. К сожалению, на протяжении долгой истории церкви многие из них были разрушены, однако до наших дней все же сохранилось внушительное количество этих терракотовых скульптур.

Несмотря на то, что терракота была достаточно известным материалом в средневековом зодчестве, во всей средневековой готике не найдется больше ни одного сооружения, способного соперничать с тартуской Яановской церковью ни по величине, ни по высокому уровню исполнения скульптур в такой технике. Благодаря этому тартуская Яановская церковь является, безусловно, не только интереснейшим культовым зданием местного значения, но и весьма заметным архитектурным памятником в масштабе всей западноевропейской готики. Кстати, уже в 1558 году, в вышедшей в Кельне книге, описывающей события времен реформации в Тарту, ее автор Тилеманн Бреденбах называет высочайшим художественным достижением построенную с большим размахом церковь св. Иоанна Крестителя (Яановскую церковь), которую украшали в числе других скульптур фигуры 12 святых апостолов. 

Хотя Яановская церковь за свою историю неоднократно разрушалась и восстанавливалась, а с 1944 г. находилась в руинах, ее средневековый внешний облик легко угадывается и сегодня. По своей конструкции Яановская церковь представляет собой трехнефную базилику с массивной западной башней. Средний неф церкви соединяется с продолговатой, имеющей многоугольное окончание алтарной частью, в северном крыле которой находится ризница. К южной продольной части церкви была пристроена позднее так называемая Любекская часовня – напоминание о ганзейских временах, когда тесные торговые отношения связывали Тарту в первую очередь с немецким Любеком и Россией. Поскольку церковь не строилась по единому плану, свой окончательный внешний облик она получила, лишь пережив несколько перестроек и, очевидно, катастроф.

Первоисточники не слишком проясняют историю строительства церкви. Известно лишь, что в 1323 г. церковь, или, по крайней мере, ее приход уже существовали. Сведения об истории церкви добавились в ходе археологических изысканий, которые помогли составить пусть и далеко неполную картину возведения собора. Так, выяснилось, что история строительства церкви уходит вглубь веков значительно дальше, чем это может казаться по ее внешнему виду.

В ходе раскопок здесь были найдены фрагменты продольного деревянного сооружения, протяженностью с востока на запад, в западной части которого покоились захоронения. Данное строение датируется второй половиной XII – началом XIII в.в. К сожалению, по весьма незначительным фрагментам весьма трудно судить об общем облике сооружения, однако вполне вероятно, что это была именно церковь, причем это первое и единственное сохранившееся до наших дней свидетельство существования христианского храма в Эстонии еще до ее завоевания и тотальной христианизации XIII в. Краеугольный камень церкви был заложен в части хор, ширина которых была сравнима с алтарным помещением, но, в отличие от него, с прямым окончанием.

Продолжительный период возведения церкви начался предположительно в конце XIII века, тогда же перешли к новой технике строительства фундамента. Поскольку Тарту расположен в речной долине с довольно болотистой почвой, решено было, для придания нижним стенам церкви большей устойчивости, возвести их на деревянных плотах. По всей верятности, строительство начали с башни и прилегающей к ней западной стены, как самой массивной части церкви, проектируя в то же время пропорции главного помещения и возводя соответствующие опоры. Однако, вскоре после начала строительства опорных колонн среднего нефа, происходит существенное изменение в первоначальных планах строителей. По все видимости, первоначально планировалась достаточно узкая триумфальная арка над алтарем, которая бы резко разделяла хоры церкви и основное приходское помещение. Вместо этого приняли решение о расширении арки, для чего понадобилось расширить также центральный неф. Поскольку его габариты в западной части были определены уже практически возведенной башней, неф получился причудливо расширяющимся в восточном направлении. Это, в свою очередь, привнесло новые изменения в части фундамента, которые, увы! - отнюдь не способствовали устойчивости церковных стен. С большой долей вероятности можно утверждать, что в архитектурном облике возведенной во второй половине XIV в. церкви доминировала массивная западная башня, верхняя часть которой датируется примерно XVIII веком.

Западный портал церкви украшал декоративный фронтон – вимперг, в нишах которого находились 15 скульптур. Центральную фигуру, Христа на престоле (копия XX в.), окружают молящаяся Мария, Иоанн Креститель и 12 апостолов. Композиция представляет собой так называемый деисус – сцену страшного суда и моления-заступничества за людей перед Иисусом Христом Богоматери, Крестителя и святых апостолов. Верхушка вимперга пересекается с фризом, который продолжается также в верхней части стен бокового нефа. По еще одному фризу в верхней части фасада башни можно судить о былой высоте и форме готических стен. Наиболее пышно были декорированы интерьеры церкви, особенно в части центрального нефа.

К сожалению, до наших дней сохранились лишь остатки былого величия. Так, лишь большие кирпичные блоки в стволах церковных пилястр указывают сегодня на то, что раньше там находились скульптурные фигуры под балдахинами. На капителях пилястр и сегодня виден растительный орнамент с геральдическими лилиями, с которыми соседствуют изображения фантастических драконоподобных существ, однако второй ряд сидящих скульптур на капителях, увы, не сохранился. Эксклюзивным является оформление главной стены между аркадами и верхними, оконными частями приходского помещения. Ряды ниш (по три в каждой части) создают иллюзорный трефолий, где также расположены сидящие скульптуры под балдахинами, в центре - фигуры в коронах и со скипетрами.

Образцы подобного уникального оформления главной стены можно встретить лишь в английской готике. Терракотовым скульптурам принадлежит большая роль также в оформлении торцевых стен центрального нефа церкви. В нише высокой арки западного торца башни находится скульптурная группа - Христос на престоле (Majestas Domini) и шесть фигур святых рядом с ним. На месте триумфальной арки в восточной стене находился фриз со скульптурами, а также скульптура распятого на кресте Христа высотой в человеческий рост, установленная после того, когда церковное пространство стало принимать форму базилики. В боковых нефах архитектурный облик церкви дополняли небольшие пилястры и декорированные сводчатые консоли. Ключевые камни стрельчатых сводов основного нефа были украшены символами Христа и евангелистов.

Несколько скромнее были оформлены хоры церкви. Исключительным примером в эстонской архитектуре можно считать декорирование цветочным орнаментом стрельчатых арок. В довольно хорошо сохранившихся сводах ризницы видны символы Марии (роза) и Иисуса (агнец). Любекская часовня в своем строительстве также прошла сложный и длительный путь, результатом которого стало двухсводчатое, с многоугольным окончанием помещение, объединенное с главным нефом посредством большого портала. Новейшая история Яановской церкви – это, к сожалению, прежде всего история разрушений.

Серьезно пострадала церковь в 1708 году, во время Северной войны. Пушечный огонь русской армии нанес урон церковной башне, верхняя часть которой, по-видимому, обрушилась прямо на центральный неф, уничтожив также своды хоров церкви. В ходе срочных восстановительных работ уменьшили высоту центрального нефа, увеличив в то же время высоту хоров и покрыв их общей крышей. Впоследствии изменился прежде всего облик южного торца церкви, где уже в XVII веке установили реконструированную Любекскую часовню.

Позднее сюда же поместили несколько фамильных часовен-усыпальниц: в1746 г. - К. фон Мюниха, образовав новый портал в стиле барокко в западном торце башни, а в 1769 – Э. фон Мюниха в южной части башни. В 1820-1830 г.г. по проекту Г.Ф.Гейста были реконструированы интерьеры церкви с целью придать им вид античного храма. К сожалению, это явилось для церкви, пожалуй, самым большим ударом за всю ее историю. Дело в том, что ко времени реконструкции еще было цело большинство украшавших интерьеры церкви скульптур, но поскольку они входили в противоречие с классицистскими канонами, по которым хотели реконструировать церковь, скульптуры попросту уничтожили. Сохранились лишь некоторые из них, которые оказалось легче не разрушить, а замуровать внутри стен и заштукатурить.

Фасад церкви реставрировался в 1899 г. под руководством архитектора В.Бокслаффа. В ходе этих работ были удалены со стен облицовочные слои, под которыми обнажились внешние скульптуры. Восстановлена была и поверхностная отделка, разрушенные скульптуры и детали заменены копиями. По понятным причинам, в то время реставрационная практика не всегда опиралась на точные теоретические исследования, поэтому при реконструкции иногда давали волю фантазии. После восстановления фасада планировалась также реставрация внутренних помещений, однако планам помешала первая мировая война.

До второй мировой войны церковь сохраняла свой прежний внешний облик. В августе 1944 года, во время бомбардировки Тарту, Яановская церковь сгорела.

С 1989 года начинается восстановление церкви. Ремонтные и реставрационные работы, с периодичностью, велись по 2005 год. 
 

Сейчас в хранилищах церкви хранится около 1000 терракотовых скульптур, возраст которых достигает 700 лет. При желании летом Вы можете посетить смотровую площадку Яановской церкви, откуда открывается прекрасный вид на исторический город Тарту.

 

Собор успения пресвятой Богородицы (Успенский собор)

Самая знаменитая православная церковь, находящаяся в старом городе, это кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский). Строительство собора было начато после Северной войны по приказу Петра I и освящен в 1783 году Церковь была вначале построена в виде креста на фундаменте монастырской церкви доминиканского монастыря, а в 1840 году перестроена в форме четырехугольника. Особенно интересны купола собора - один большой и четыре малых луковичных купола. 
В Успенском соборе венчался со своей женой российский поэт Игорь Северянин.

 

 

Тартуская церковь пресвятой девы Марии

Церковь,  созданная в стиле классицизма, была построена в 1842 году как домашняя церковь эстонцев города Тарту и Тартуского прихода. Здесь трудились музыкальный деятель, организатор певческого праздника и литератор пробст Адальберт Хуго Виллигероде, составитель первого учебника по физической культуре на эстонском языке дьяк Юхан Куррик, мученически умерший пастор Аксель Эрих Вооремаа и другие. Церковь сгорела 12 июля 1941 года и впоследствии была преобразована в гимнастический зал Эстонской Сельскохозяйственной академии. Здание вернули приходу только летом 2009 года. Начались работы по восстановлению церкви. Внешний облик церкви восстанавливается по прежнему образу, встраивается церковь с современным оформлением и приходской центр.

 

Церковь пресвятой Богородицы

Вы можете полюбоваться церковью в готическом стиле из красного кирпича (архитектор Вильгельм Шиллинг). Тартуская церковь пресвятой девы Марии является единственной Римско-католической церковью в Тарту. В 1862 году был установлен краеугольный камень, а церковь была освящена в 1899-м. В 1894 году, ксвященник Фридрих Зюскар начал собирать пожертвования на строительство церкви и даже император Николай II пожертвовал 3000 рублей на строительство этого храма.
В церковном зале с высокими сводами сохранилась алтарная  картина Эрнста Фридриха фон Липхарта “Дева Мария с ребенком” (1905) и высокий крест из липы (1935)

 

Достопримечательности Тарту – Церкви и Соборы фото: