Грузия, Тбилиси: Памятники Тбилиси
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Памятник Вахтангу Горгасали. Вахтанг I Горгасали царь Картлии, жил в V веке при его правлении произошло объединение Грузии, был основателем Тбилиси, а также политическим деятелем, очень много сделавшим для процветания Грузии.
Прозвище Горгасал (букв. Волчеголовый) было дано ему персами. Как гласит предание, у царя был шлем, на котором спереди была изображена голова волка, а сзади - льва. Завидев шлем с изображениями волка и льва, персы начинали кричать друг другу: "Дур аз горгасар" (берегись волчьей головы).
Памятник Вахтангу Горгасали (скульптор Э. Амашукели), был установлен в 1970 году на метехской скале, которая находиться на скалистом левом берегу реки Куры.
Он удивительно органично вошел в пейзаж центра старого Тбилиси. Памятник словно слит со средой. Пьедестал-черный базальт. Статуя установлена на каменной площадке рядом с древним храмом Метехи.

 

Памятник Шота Руставели. Камень, мрамор. 1942. Скульптор К. Мерабишвили .
Великий грузинский поэт-гуманист, живший в конце XII и начале XIII веков. Биографические данные о Руставели очень скудны: неизвестны точные даты его рождения и смерти, почти нет достоверных исторических данных о главных событиях его жизни, не сохранились другие произведения, им написанные. Даже его настоящее имя вызывает споры. Руставели – не фамилия, это слово указывает, что человек, называющий себя так, был как-то связан с географическим пунктом, называвшимся Рустави. В Крестовом монастыре в Иерусалиме обнаружена фреска первой половины XIII века, сановник   в светской одежде, а в надписи там же упоминается «Руставели». Надпись и портрет были известны грузинским паломникам и путешественникам средневековья, а в 1960 грузинская научная экспедиция расчистила портрет, закрашенный после того, как монастырь перешел во владение греческого патриархата. Народные легенды называют безответную любовь к царице Тамаре причиной пострижения Руставели в монахи; согласно преданиям, он отправился в Иерусалим, где и похоронен, но предания эти не подкреплены фактами.
Поэма «Витязь в тигровой шкуре» – единственное произведение Руставели, дошедшее до нас, и то в поздних списках; отдельные строфы встречаются в рукописях XIV и XV вв., два четверостишия – на стенах монастыря Вани в Южной Грузии, но полные списки имеются лишь начиная с XVI–XVII веков, а первая датированная рукопись – 1646 года.
Нередко (вплоть до наших дней) всю поэму знали наизусть, переписывали от руки: отдельные ее выражения, в особенности афоризмы, прочно вошли в обиходную грузинскую речь.


Памятник Николозу Бараташвили  (скульптор Борис Цибадзе, архитектор Ш. Кавлашвили).
Грузинский поэт, родился в Тифлисе в 1917 году в некогда богатой дворянской семье, но впоследствии разорившейся.
Короткая жизнь Бараташвили (историки литературы по праву ставят его в один ряд с великими поэтами-романтиками Шелли, Китсом, Лермонтовым, Петефи, не дожившими до тридцатилетия) была мучительна, из-за отсутствия каких бы то ни было надежд и перспектив. Упав с лестницы, Бараташвили повредил ногу и неизлечимая хромота помешала поступить на военную службу, хотя он страстно мечтал о военной карьере. Не удалось ему продолжить и образование в университете: единственный кормилец в семье, он вынужден был поступить в судебное ведомство на скромную чиновничью должность.
Все это не могло не отразиться на тональности поэзии Бараташвили и его восприятии мира. Внешне производивший впечатление гуляки, остроумца, чуть более, чем нужно, злого на язык, он испытывал глубокое внутреннее разочарование и одиночество.
Одиночество еще оттого, что безумно влюбленный в дочь знаменитого грузинского литератора Александра Чавчавадзе красавицу Екатерину (в последствии царицу Менгрелии), не мог рассчитывать на ее взаимность.
Он скончался в 1845 году, заболев злокачественной лихорадкой в возрасте 28 лет. Он похоронен в Пантеон на горе Мтацминда, где покоятся великие деятели грузинской культуры.
Хотя творческое наследие Бараташвили очень невелико (оно включает всего тридцать семь стихотворений и одну поэму), значение его для грузинской литературы трудно переоценить.
 

Памятник А.С. Пушкину.

25 мая 1892 года в Тбилиси был открыт этот памятник Александру Пушкину. Это был всего пятый памятник после Москвы, Петербурга, Кишинева и Одессы и открыт он был именно на том месте, где в свое время гулял Пушкин. Бюст работы скульптора Феликса Ходоровича был установлен в сквере на Ериванской площади (Площадь Свободы)

А между тем на тот момент со дня гибели великого поэта минуло уже 55 лет. Памятник появился по инициативе тифлисского полицмейстера Россинского. Он был сооружен на средства горожан. Сумму 2 281 рубль 5 копеек собирали всем миром. Проект скульптора первым делом был утвержден в Городской думе, а затем уже в Петербурге.

В этом году памятнику исполнилось 120 лет
 

Памятник Нико Пиросмани. (1862-1918) Скульптор Э Амашукели (род. 1928), арх. Н. Мгалоблишвили.  Открыт в 1975 году в сквере у серных бань.
Грузинский художник-самоучка Нико Пиросманашвили (Пиросмани) прожил трагическую жизнь. Он жил и умер нищим и безвестным, и долгое время его творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки. Одни полностью отрицали его живопись, другие защищали его. Для них в произведениях художника раскрылся особый мир. Нико Пиросмани, вошел в число лучших мастеров мирового так называемого "наивного" искусства, самый известный из грузинских художников ХХ века.


Памятник Св. Георгию Победоносцу работы  Зураба Церетели. Открылся 23 ноября 2006 года.

Высота скульптуры  5 метров. Памятник стал завершающей частью 33-метрового монумента, который открыт на площади Свободы. Церемония открытия монумента была приурочена ко Дню Святого Георгия. По преданию, данный праздник был основан Святой Нино, просветительницей Грузии.  В средние века в разных уголках Грузии во имя Святого Георгия было возведено 365 молелен, по числу дней в году. О том, что Святой Георгий особо почитаем в Грузии, свидетельствуют и сохранившиеся древние иконы. Святой Георгий Победоносец - всадник, поражающий змия, - стал составной частью грузинского сознания и православной веры.


Памятник поэту Давиду Гурамишвили  открыт в 1965 году по проекту известного скульптора Грузии Мераба Бердзенишвили.
Это был один из первых памятников, обращенных непосредственно к зрителю. Образ поэта подчеркнуто духовен, несколько аскетичен. Князь Давид Георгиевич (1705 — 21 июля 1792) — грузинский поэт, крупнейший представитель предромантизма. Гурамишвили — автор красочной буколической поэмы «Пастух Кацавия», храбрый воин, долго служивший в русской армии, проживший значительную часть жизни в хлебосольном Миргороде, — представляется многим этаким бравым гвардейским героем, позволявшим себе иногда издалека грустно пофилософствовать о бедах родной Грузии.
Скульптор же представил его почти отшельником, с вытянутыми, «готическими» пропорциями, в длинном одеянии, с тонкими руками и ногами, с изможденным, печальным лицом.
Созданию такого образа лирического и страдающего Давида Гурамишвили способствует и архитектурное решение памятника — низкий постамент, небольшой, открытый на улицу дворик, деревья и вьющиеся растения которого создают резкие границы света и тени, еще более подчеркивая внутреннюю напряженность, экспрессивность и трагичность героя. Памятник Гурамишвили стал одним из любимых в Грузии и достойным украшением древнего Тбилиси.

 

Памятник А. С. Грибоедова.  В Тбилиси на набережной Куры 10 мая 1961 г. был открыт памятник великому русскому писателю Александру Сергеевичу Грибоедову. Фигура, отлитая в бронзе, выполнена скульптором М. Мерабишвили и архитектором Г. Мелкадзе.
Многие страницы короткой жизни Грибоедова связаны с этим городом. В Тбилиси он подружился с декабристом Кюхельбекером и читал ему сцены из комедии «Горе от ума», над которой работал. В Тбилиси Грибоедов познакомился и связал себя дружбой с лучшими грузинскими поэтами — А. Чавчавадзе, Г. Орбелиани.

Красавица дочь поэта Нина Чавчавадзе стала женой русского писателя и выдающегося дипломата, а менее чем через год она похоронила мужа на склоне горы Давида (Мтацминда) трагически погибшего в Персии от руки религиозных фанатиков.

В памятнике, созданном Мерабишвили, раскрыт образ мыслителя. Очень выразительно, мягко и в то же время уверенно вылеплено лицо. Веки полуопущены, поэт как бы погружен в свои думы, быть может, замечтался. Выразительны руки с тонкими пальцами, держащие книгу, веришь в волю этого сдержанного, но глубоко чувствующего человека, сумевшего выразить думы и чувства передовых людей своей эпохи.     

 

«Мать Картли» - монумент в столице Грузии, ставший одним из символов Тбилиси.

Монумент был построен на вершине холма Сололаки в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Автором монумента высотой 20 метров является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели. Первоначально, в 1958 году монумент был выполнен из дерева. В 1963 году он был заменён на алюминиевый.

За скульптуру Мать Картли Элгуджа Амашукели был удостоен в 1965 году Государственной премией Грузинской ССР им. Ш. Руставели

Статуя символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.

 

Памятник 300 Арагвинцам. Скульптор А.К. Бакрадзе. Камень, 1961г.
В сквере между двух дорог, стоит монумент «300 арагвинцев», стела высотой 23 м (с вечным огнем). Монумент поставили в 1961 г. на том самом месте, где в 1795 г. 300 героев из долины Арагви спасли царя Ираклия XI от шаха Ага Мохаммед. Хама ценой своих жизней и дали возможность жителям города укрыться от врага.

 

 

 

Памятник Важа Пшавела.  Автор композиции Г. Очиаури. Архитектор Р. Кикнадзе

Известный грузинский писатель и поэт XIX века Важа Пшавела - автор 36 поэм, около 400 стихотворений, пьес, рассказов, а также этнографических, публицистических и критических статей. Он рисовал почти этнографически точные картины жизни горцев и вместе с тем воссоздал целый мир мифологических представлений
На подчеркнуто простом низком постаменте в начале зеленого бульвара, установлена огромная фигура поэта в накинутой на плечи бурке. Он одет в национальную одежду.
В общей композиции памятника значительную роль играет окружающая статую среда. Скульптор акцентировал внимание зрителя на древних, языческих моментах в творчестве и жизни Важа Пшавела. Памятник установлен на небольшом искусственном холме, то есть, как бы сама земля служит постаментом поэту. Вокруг памятника, к которому ведут каменные пандусы, расположены различные предметы, связанные с языческими представлениями пшавов или же со стихами поэта. Здесь имеется базальтовый жертвенник-молельня с положенными на него оленьими рогами. Перед памятником — большая скульптурная голова оленя и внушительные «священные» валуны, специально привезенные из ущелья Арагви. Сзади памятника установлено своего рода «дерево», составленное из рогов оленей, символизирующих красоту и силу. Здесь же воспроизведена лопатка животного —священная кость, на которой гадали и писали, даже изучали с ее помощью азбуку. Такой замысел, несомненно, очень интересен, во многом необычен и нов. Эти детали, умело введенные в композицию памятника, производят очень сильное впечатление, образно напоминая, родные для Важа Пшавела горы, древние обычаи и верования, тесную связь с природой.
Важа Пшавела умер в Тифлисе 27 июня (10 июля) 1915 года. Похоронен там же, в Пантеоне на горе Мтацминда