Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии

В XI-XVI вв. на территории Азербайджана процветало Ширванское царство. Чтобы защищать свои границы от многочисленных воинствующих азиатских племен, надо было строить мощные крепости. Одной из таких крепостей была Крепость Гюлистан в городе Шемахе – столице Ширванского царства. 

Крепость Гюлистан (XII век)

Это самая знаменитая достопримечательность Шемахи. Когда-то она была очень мощным сооружением.  За стенами крепости по предположениям историков находился  дворец Ширваншахов.

Крепость располагалась на крутых склонах горы на высоте 180-200 метров. Крепость состояла из мощных оборонительных стен и цитадели, которая размещалась на вершине горы.

Главные ворота охраняли  две круглые башни, с северной стороны была построена большая четырехугольная башня, а по периметру между ними располагалось несколько башен меньшего размера. С севера, востока и запада крепость была окружена пропастью.

Все оборонительные сооружения строились из тесаного камня, скрепленного смесью извести с золой. По описанию современников верхнюю часть крепости украшали мужские головы, высеченные из камня. Крепость не раз осаждали войска арабов, сельджуков, монголов, османов. Извилистая дорога вела из нижней части крепости к цитадели, расположенной на вершине горы и опоясанной сплошным кольцом стен. Внутри крепости
сохранилась уникальная система водоснабжения. Снизу от ручья, протекающего у подножья крепости, был проведен тайный водопровод. Вода по глиняным трубам подавалась к крепостной стене и стекала в каменные бассейны, где хранилась и   при помощи водонапорной башни подавалась в цитадель.

Особенностью крепости является прорубленный в скале длинный потайной ход. Он ведет из оборонительной стены к ручью, текучему внизу ущелья. Ход достаточно просторный - 2 метра в ширину и 3 метра в высоту. Обнаружен он был недавно во время археологических раскопок. Внутри хода были высеченные в скале ступени. При помощи его можно было совершать внезапные вылазки на врага, а в случае захвата крепости можно было незаметно ее покинуть. С подножья горы наверх вела серпантинная каменная дорога, по которой доставлялись грузы с продовольствием и военным снаряжением.

После землетрясения 1192 года столицу Ширвана перенесли из Шемахи в Баку, но крепость не утратила своего значения продолжая защищать государство от набега врагов.

Крепость сильно пострадала в XVI веке, когда шли войны между Османским ханством и государством Сефевидов. После этого постоянные землетрясения практически полностью ее разрушили. Сейчас на ее территории проводятся раскопки, и все тщательно изучается учеными. В цитадели археологами обнаружены руины здания, которые они считают был дворцом Ширваншаха

Самые ранние находки, обнаруженные на территории этого памятника, археологи относят к IX веку, что делает возраст крепости более тысячи лет. Легендарная Шемахинская крепость, бывшая последним убежищем Ширваншахов, в средние века не раз оказывалась в центре ожесточенных сражений за Ширван.

Свидетельство богатого исторического прошлого города находится в 3 километрах от Шемехи.


Мавзолей Едди Гюмбез (Семь куполов)

У подножия крепости находится мавзолей Едди Гюмбез, который был построен в начале  XVIII века. В нем находится усыпальница правителей Ширванского царства. В мавзолее всего 7 захоронений отсюда и пошло название Семь куполов. В мавзолей принадлежит семье последнего ширванского хана Мустафа-хана.

Мавзолей снаружи и внутри облицован белым камнем, в плане мавзолей имеют восьмигранную форму, внутри по периметру расположены ниши. В настоящее время мавзолей находится не в лучшем состоянии, каменные купола обвалились, а промежутки между захоронениями поросли травой.


Джума-мечеть.

Древнейшая и крупнейшая в Азербайджане шамахинская Джума-мечеть была основана в VIII веке. Именно тогда Шамахы была выбрана в качестве резиденции арабским халифом. 
В результате исследований была установлена точная дата постройки мечети - 744 год. Эта дата была определена по арабской надписи на фасаде мечети, там указан 126 год мусульманского летоисчисления как дату ее основания. С этого времени началось строительство новых культовых сооружений (мечетей) на территории современного Азербайджана. Джума-мечеть в Шемахе является одной из самых ранних мечетей на Кавказе, до нее была построена только мечеть в Дербенте в 734 году.

Джума-мечеть в Шемахе уникальна, она  не имеет аналогов в Азербайджане. Огромный молельный зал мечети разделен на три самостоятельные части, связанные между собой открытыми широкими проемами. Каждая часть имеет отдельный михраб и вход.

Но мечеть разрушалась от  войн и землетрясений, ее не раз восстанавливали и перестраивали. Современный облик мечеть получила уже в XX веке. Разрушенная мечеть была практически заново отстроена на старом фундаменте. При реконструкции мечети была сохранена ее архитектура, она также имеет три зала, центральный зал перекрыт огромным куполом, а два боковых - куполами поменьше. Под центральным куполом проходит пояс из окон, украшенных ажурными решетками.  Фасад мечети, как и раньше, украшен декоративным орнаментом.

Основанная более 1200 лет тому назад шамахинская Джума-мечеть в настоящее время остается одним из крупных и красивых культовых сооружений Кавказа.


Мавзолей Дири-Баба.

На пути из Шемахи в Баку в селении Мараза, напротив старого кладбища, находится уникальный памятник мечеть-мавзолей Дири-Баба, построенная в XV веке. Она очень необычна, мавзолей встроен в скалу, он как бы парит в воздухе, что создает ощущение ее невесомости. Гробница имеет строгие формы, облицованная светлым и гладким камнем, она красиво выделяется на фоне темной скалы, и  имеет торжественный вид.
Мечеть двухэтажная, и главным в ней второй этаж. Небольшая прихожая, где оставляют обувь, ведет к выбитой в скале полутемной лестнице, по которой попадают на второй этаж усыпальницы в небольшой зал, перекрыт сферическим куполом. На стене по периметру зала идет декоративный ярус с надписью, который как бы отделяет один этаж от другого. В толще скалы выбит грот, где и находится захоронение святого. Сюда ведет узкий, темный проход.

Мавзолей Дири-Баба окружают живописные окрестности - скалы и зеленые деревья. Надпись на могильном камне гласит о том, что мавзолей был построен 1402 году. С мавзолеем связано много легенд. С XVII века гробницу регулярно посещают паломники со всей Средней Азии и многие из них верят, что дух Дири-Бабы до сих пор обитает в этих местах.
В настоящее время памятник находится под охраной государства.