Эстония, Отепяэ: Достопримечательности Отепяа
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию
Отепяэское городище, развалины епископского замка XII века

На холме Линнамяги находилось древнее городище эстонцев, которое благодаря хорошему расположению было легко защищать. Точное время возникновения городища не известно, но уже тысячу лет назад оно являлось важнейшим городищем древней эстонской земли Угала. Южная сторона холма использовалась для поселения. Можно предположить, что городище окружала водная преграда, о чем свидетельствует существование ныне болотистого луга и зарастающего озера Алевиярв близ Линнамяги. Сейчас можно посмотреть и потрогать на городском холме развалины возведенного в 1224 году епископом Германом каменного городища. В 1937 году на холме была установлена металлическая карта городищ.

Отепяэская мариинская лютеранская церковь

Отепя является одним из старейших приходов в Южной Эстонии. В 1224 году по инициативе тартуского епископа Германа вблизи епископского замка была возведена укрепленная церковь. Недоверие немцев и эстонцев обусловило необходимость в сооружении для эстонцев новой церкви за пределами стен крепости. В шведское время, в 1671 году, была вновь построена еще одна церковь. Если первая (возведенная в 1608 г. ? ) церковь находилась на самой высокой оконечности холма Линнамяги, то вторая располагалась, видимо, к востоку от Линнамяги на возвышенности, имеющей форму сердца, которое сейчас обозначено каменным крестом. В 1850 г. церковь ремонтировалась изнутри, и был построен балкон для хора. Орган был создан в мастерской тартуского органного мастера Кесслера в 1852 году и являлся вообще первым органом в Отепяэской церкви. Церковная башня в ее нынешнем виде построена в 1860 году. В 1890 году церковь была перестроена. Алтарная роспись относится к 1880 году. Колокол Отепяэской церкви принесен в дар Х. Биллингхаузеном и С. Таубе. Новый колокол церковь получила в подарок от Вихтиской волости в 1992 году. Церковь сооружена в ново-готическом стиле и имеет башню высотой 51 м. Электричество было проведено в храм в 1938 году. Под левыми хорами находится установленный в 1806 году генералу Ренненкампу надгробный камень из плитняка. Еще стоит обратить внимание на замок первой двери, который относится к 1772 году.

  • 4 июня 1884 года в зале Отепяэской церковной мызы состоялось освящение сине-черно-белого флага Эстонского студенческого общества, который впоследствии стал национальным флагом и в 1992 году - государственным флагом. Барельефы флага, автором которых является скульптор Волдемар Меллик, были открыты на стене церкви в 1934 г. (в годовщину 50-летия национального флага). Барельефы были уничтожены в 1950 г., но восстановлены и вновь открыты 15 июля 1989 года. Скульптором является Мати Варик.
  • 20 мая 1997 года президенты трех Балтийских государств посадили дубки в церковном саду.
Зимняя церковь

В зимний период пользуются более теплой и уютной церковью, т.н. ЗИМНЕЙ ЦЕРКОВЬЮ, которая возведена из подсобного здания старого церковного имения. Она была освящена 6 декабря 1992 года в День независимости Финляндии, ибо эта зимняя церковь была выстроена благодаря помощи финнов. Освященным названием зимней церкви является Часовня вдовы и сироты. Вдовам она посвящена потому, что в советское время именно они, выкраивая из своей скудной зарплаты, сохранили жизнь церкви. В Зимней церкви проводятся и некоторые концерты в рамках традиционного фестиваля зимней музыки.

  • Перед Зимней церковью стоит выполненный из гранита памятник ЯКОБУ ХУРТУ. Памятник был освящен 2 ноября 1989 года. ЯКОБ ХУРТ являлся первым пастором эстонской национальности, который работал в Отепя в 1872-1880 годы. В народе он завоевал известность как фольклорист и языковед. Он являлся видным деятелем периода эстонского национального движения и имел крупнейшее в Европе собрание фольклора.
Памятник воинам, павшим в освободительной войне

Памятник установлен на холме перед Отепяэской церковью. 2 ноября 1922 года совет Отепяэской церкви обязал свое правление начать переговоры по воздвижению памятника воинам, павшим в Освободительной войне. Эскизы памятника выполнил Волдемар Мельник, скульптором был П. Веэбер. Торжественное открытие памятника состоялось 10 июня 1928 года. В июне 1950 года памятник исчез с лица земли. По инициативе Отепяэского Народного фронта и Отепяэского Общества охраны памятников старины, а также при организации и под руководством Карла Оявера летом 1988 года приступили к восстановлению памятника. 3 августа 1988 года в торжественной обстановке вытащили на поверхность земли верхнюю часть памятника с надписью "СЛАВА ПАВШИМ". Однако так и осталась пропавшей гранитная глыба с полным списком павших воинов. Сохранилось только 22 имени. 14 марта 1989 г. приступили к подготовке фундамента для памятника на новом месте (прежнее место остается на территории завода). Работы по художественной обработке металла выполнены Юри Оявером. Торжественная церемония закладки краеугольного камня состоялась 22 апреля 1989 года.

Музей эстонского флага

Музей был открыт 23 декабря 1996 года в Отепяэской церковной мызе. Автором идеи и инициатором по ее осуществлению являлся пастор Отепяэского Мариинского прихода Эстонской Евангелическо-Лютеранской церкви Юрий Степанов. Общие строительные работы выполнены AS Aunapuu Ehitus, составителем и оформителем экспозиций музея были сотрудники Эстонского народного музея Пирет Ыунапуу и Кайе Кукк, а также представитель Эстонского студенческого общества Тынис Мэлдре. Открытие музея связано с историей Эстонского национального флага. Ранней весной 1884 года супруга доктора Карла Аугуста Херманна Паула Херманн с помощью Эмилии Беэрманн и Мийны Херманн (Хярма) изготовила для Эстонского студенческого общества большой шелковый сине-черно-белый флаг. Поскольку в 1884 году в Тарту было запрещено выступать с этим флагом, то 4 июня он был освящен в Отепя. В церемонии освящения приняли участие 16 студентов и 6 выпускников, в Отепя поехали в восьмиконной карете. Когда завиднелась церковь, они высвободили полотнище из-под навеса, и оно стало развеваться на встречном ветру. Флаг освятил и благословил Рудольф Каллас. От этой церемонии происходят и исторические слова, произнесенные Хейнрихом Розенталем: "Будь Эстония полна чертями, нашего флага им не победить".

Озеро Пюхаярве

С Пюхаярве, красивейшим озером в Эстонии, связано множество легенд.В окрестностях озера Пюхаярв много дубовых рощ. Одну из них называли священной дубравой. Озера тогда еще не было. Однажды оно пришло с большим рокотом и остановилось в небесной выси, почти над священной дубравой. Люди смотрели на него и сказали: "Шумит оно в небе, как наша священная роща на земле". Тотчас озеро с большим шумом упало на землю рядом с дубравой. Упавшее озеро стали называть Пюхаярв. Пюхаярв является крупнейшим на Отепяэской возвышенности озером, его длина 3,5 км, максимальная ширина 1,6 км, максимальная глубина 8,5 м, площадь 292,6 га, протяженность береговой линии 16,4 км. Берега озера изобилуют родниками, из которых наибольшей известностью пользуется родник Армуалликас в береговой излучине у хутора Пословитса. В южной оконечности озера Пюхаярв берет начало река Вяйке-Эмайыги. В озере имеется 5 островов: в северной части Сысарсааред, в центральной части Клоострисаар, от южного берега расположены острова Суур- и Вяйке-Лепасаар. С островами связана и другая легенда о Пюхаярве. По преданию, озеро возникло из слез скорбящей матери, которая оплакивала павших в войне пятерых сынов. Их могильные холмы и являются нынешними озерными островами. Озеро Пюхаярв подходит для ловли рыб и наслаждения пляжными удовольствиями. Пляж Пюхаярве добивается статуса Синего Флага, который присваивается чистым морским и озерным пляжам.

Пюхаярвеский парк

Парк относился к парку Пюхаярвеской мызы он был разбит в виде леса с тропинками для прогулок в 19-м веке. Парк является преимущественно пущей естественного происхождения. Расположенная в Пюхаярвеском парке певческая эстрада была реконструирована в 1994 году. Среди мероприятий, проводимых в парке, наибольшей популярностью пользуется Пюхаярвеский Beach Party, которому была заложена основа в 1993 году. Летом 1999 года в парке было снова открыто СМОТРОВОЕ КОЛЕСО.


Памятник визиту Далай-Ламы

Исторический визит обозначен деревянной скульптурой на берегу озера Пюхаярв с парковой стороны. Первосвященник ламаистской церкви в Тибете и предводитель тибетского народа Его Преосвященство XIV Далай-Лама Тензин Гвацо (родившийся в год деревянного Кабана в 1935 г.) посетил Эстонию и Отепя 3 октября 1991 года и в тот же день в 10.45 освятил Пюхаярв.

 


Пюхаярвеский Дуб Войны

Диаметр векового дуба с огромной шарообразной кроной составляет 1,3 м, высота 210 см, обхват дерева 6,6 м, возраст около 380 лет. Это вековое дерево называют Дубом войны как свидетеля событий прошлого столетия. Осенью 1841 года крестьяне мызы Пюхаярве отказались от выполнения барщинных повинностей. Мятежные крестьяне подверглись экзекуции 16 декабря неподалеку от Дуба войны. В 2001 году исполнится 160 лет со дня исторического события.

 
Холм Хобустемяги

Продолговатая гора, напоминающая узкий хребет, высота которой более 100 м над уровнем озера. По преданию, гора родилась в память лошади, которая на своей спине доставила домой изможденного хозяина.

Родник Армуалликас

Армуалликас или Вериляте находится в излучине Пословитса на берегу озера Пюхаярв. По народному преданию, родник получил свое название от чудодейственной воды: кто в Иванову ночь выпьет из серебряного бокала родниковой воды, обретет большую и вечную любовь. Кроме того, родниковая вода, якобы, успокаивает боль и излечивает болезни.

Дом-музей поэта Густава Вульф-Ыйса

Густав Вульф родился 1 января 1865 года на хуторе Юуза Вастсе-Отепяэской волости. Он начал свой школьный путь в православной приходской школе, затем продолжил образование в Тарту в школе при Юриской церкви. В 1880 году он поступил в Тартускую русскую учительскую семинарию, которую окончил в 1884 году с отличием. Вульф-Ыйс поступил на работу учителем в Пухьяскую приходскую школу. После многочисленных конфликтов поступил на работу в Вана-Отепя на должность волостного писаря, где проработал до 1937 года. Последние года жизни он провел на хуторе Лыхмусе на берегу озера Нюпли. Песня "Нежный соловей", автором слов которой является Густав Вульф-Ыйс, стала своего рода гимном Отепя. Сейчас на хуторе Лыхмусе открыт музей Вульф-Ыйса, хозяйкой которого является внучка поэта Мари-Анн Карупя.

Гора Вяйке-Мунамяги

Усилия, затраченные на достижение вершины горы, окупятся с лихвой. Открывающаяся отсюда видимость достигает более 50 километров. Абсолютная высота Малой или Отепяэской Мунамяги достигает 207,5 м (относительная высота более 80 м). На северо-восточном склоне горы (в отепяэском направлении) имеется родник, который с давних времен считается истоком реки Вяйке-Эмайыги. Отсюда ручеек стекает вниз по оврагу, затем исчезает и вновь появляется на поверхности внизу на лугу, пополняя своими водами протекающий там ручей, который впадает в озеро Пюхаярв с юго-восточной стороны парка. Находящийся на краю первой равнины валун является крупнейшим во всей окрестности и весит 25000 кг. В 1971 году на горе была сооружена смотровая вышка высотой 12,3 м, которая сломалась в 1996 году.

Холм Аптеэкримяги

Своеобразное название холма ("гора аптекаря") относится к 1882 году. Тогда в результате всеобщих поисков люди нашли здесь неожиданно пропавшего отепяэского аптекаря провизора Юрветсона. Он отравил себя под одним большим деревом из-за несчастного брака. В 1934 году здесь соорудили триангуляционную вышку высотой 26 м. В том же году к лыжным дням Тартумааского кайтселийта был построен лыжный трамплин, с которого можно было совершать прыжки длиной до 25 метров.

Техвандиский спортивный центр

При финансировании совета спортивного общества "Динамо" на горе Техванди был построен лыжный трамплин, с которого первые прыжки были совершены в 1965 году. К настоящему времени трамплин реконструировался три раза. В 1995 году гора получила самое современное на данный момент искусственное покрытие. Трамплин принадлежит клубу "Пыхьякоткас" и сдан на 25 лет в аренду ЭОУТЦ "Техванди". В 1977 году была построена олимпийская подготовительная база Комитета физкультуры и спорта СССР "Отепя", ныне спортивный центр "Техванди". С 1993 года - Эстонский олимпийский учебно-тренировочный центр "Техванди". В народе, правда, знают его больше под названием "Пентагон". Видимо, тренирующиеся здесь спортсмены стали с самого начала называть его так из-за его дугообразного вида.

Энергетический Столб

Монумент, воздвигнутый для обозначения наличия положительных энергетических полей в Отепя, был открыт 1 октября 1992 года на улице Мяэ. На всей протяженности поля на склоне горы установлены скамейки, местоположение которых, а также местоположение столба выбраны экстрасенсами. Первое жертвоприношение "Энергетическому столбу" сделали кузнецы на Всемирном дне кузнецов 3 июля 1993 года. Энергия, выкованная в железо, аккумулировалась в виде конкурсной работы 12 кузнецов в форме медвежьей головы. Энергетический столб является также символом и напоминанием в быстро меняющемся мире. Символом того, что человек является частицей природы, где основой всех основ служат законы природы, где господствуют равновесие и взаимозависимость. Напоминанием того, чтобы мы не удалялись слишком далеко от природы и вновь приобрели бы контакт с землей. Как черпать энергию?

  • 1. Выбери себе подходящее место между двумя дубами. Попытайся представить себя одной частицей природы (например, маленьким дубочком). Закрой глаза и постарайся вобрать в себя энергию. Ты чувствуешь облегчение, и твои ладони становятся теплыми (даже в холодную погоду).
  • 2. Приложи руки к деревянному столбу, дубу или к поверхности земли. Устройся удобнее. Попытайся представить себе, что поглощаешь энергию через ладони. Тебя пронизывает приятное чувство, которое охватывает все тело. Постарайся освободиться от дурных мыслей. Займись медитацией. Вообрази себя частицей Универсума.
  • 3. Выбери себе для сидения подходящую скамью. Сидя или лежа на скамье, направь ладони вниз, стараясь почерпнуть в себя энергию. Сконцентрируй свои мысли на том, от чего пытаешься освободиться с помощью поступающей в тебя энергии.
Мельничная плотина Мярди

Находится в деревне Мярди, у довольно большой дороги, если ехать из Отепя в Валга через деревню Сихва. Река Вяйке Эмайыги запружена с помощью плотины, и протекающая под дорогой вода падает вниз в виде водопада. Плотина сооружена таким образом, что за водяным занавесом можно постоять и послушать шум воды. Хотя окрестность еще не благоустроена, водопад в любое время доставит вам истинное удовольствие. По соседству с бывшей мельницей растут пробковые дубы, находящиеся под охраной государства.