Информация: Рождественский сочельник (Баднидан, Бадняк) - 6 января
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Самые популярные туры

Рождественский сочельник, 6 января, называется в сербских странах: собственно Сербии, Черногории и Республике Сербской в составе Боснии и Герцеговины «Баднидан».

В этот день до восхода солнца глава семьи и его сыновья или внуки (обязательно кто-то из младших) выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка - «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда:
ратарицы - замешиваются из квасного теста в виде шариков, при этом самая большая делается для хозяина, самая маленькая - для младшего ребёнка;
плетеницы - замешиваются из кислого теста в виде косы, при этом самая большая делается для хозяйки, самая маленькая - для младшей дочери (внучки);
пирог для правого вола - готовится из хлебной муки в виде лепёшки с дыркой посередине и надевается утром на Рождество правому волу в упряжке на рог;
коровий пирог - готовится в некоторых сёлах на юге Сербии, украшается разными символами котины, домашних животных, сена и т.д.

Бадняк - это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника. Как только хозяин дома находит подходящий дуб, он поворачивается лицом к востоку, крестится три раза, поминая Господа Бога, свою Славу (святого - покровителя семьи) и завтрашний праздник, приветствует бадняк, а затем тремя ударами срубает дерево (первый удар наносится с востока, последний обычно с запада, чтобы дерево упало на восток на плечи хозяина). Если дерево не удается срубить тремя ударами, его отрывают от основания без помощи топора. В этом случае его нижняя часть называется бородой.

Отлетевшие от дерева щепки называются «ивер», одну такую щепу надо обязательно принести из лесу хозяйке дома. Иногда ивер стараются поймать еще в воздухе. Его ставят либо между корытами, чтобы сливки на молоке были круглый год жирными, либо между ульями, чтобы защититься от зла, либо в воду, которую после считают целебной. Принесенный из лесу бадняк, иногда облаченный в рубашку, до вечера оставляют прислоненным к наружной восточной стороне дома. Символически бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжег его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк является также символом креста, на котором был распят Христос. В течение всего этого дня дом празднично украшается.

Вечером перед ужином хозяин вносит бадняк в дом вместе с соломой, хозяйка посыпает его пшеницей, а хозяин ставит к огню. Сначала бадняк целуют и намазывают медом, потом приступают к сжиганию.

Как и многие другие христианские обычаи, сжигание бадняка имеет языческие корни. Согласно одной теории, бадняк олицетворяет божество, которое при сжигании обретает новую жизнь. По другой, с его помощью призывают мертвых семьи. По третьей, бадняк - это некая защита огня. Во всяком случае, бадняк связан с солнечным циклом и является частью культа солнца. Из огня при сжигании дуба - священного дерева - рождалось новое солнце.

Сербы часто неверно считают, что бадняк - исключительно их обычай. Известно, что кельты сжигали дуб в ожидании нового лета. Этот обычай надолго задержался на Британских островах, а известен и среди многих других европейских народов. Сербы и «русины» жгут бадняк; русские и болгары - ель, а когда жгли и дуб (болгары называли его «бъдник»). В Воеводине и буневцы вносят бадняк в дом. Французы как бадняк используют черешню, а у бельгийцев бадняк сохранился в виде стилизованных пирожных, политых кремом.

Происхождение этого обычая с филологической точки зрения попытался объяснить русский ученый С.В. Топоров. Он связал в единую мифологическую цепь древнегреческого дракона Пифона, древнеиндейского персонажа змеиной природы Ахи Будхнью (змея глубины) и сербский персонаж Бадняк. Все эти мифы рассказывают о борьбе против уничтожения: Пифон (подземелье, мрак) пытался уничтожить весь мир, пока его не убил Аполлон (Солнце). Ведское «ahi» связано с древнегреческим «эхис» - змея - и старославянским «ож» (ср. серб. «аждаjа» - змея, дракон). Ведское «budhn» имеет аналог в древнегерманском - «bodam» (немецкое «Boden»), а старославянское «дубхн» означает то же самое - «глубина». Согласно такому толкованию, корень бадняка - в нижнем, мрачном мире, а при его сжигании призывается солнце и ему помогают победить своего вечного врага - мрак.