туроператор по прибалтике
Наши телефоны:
+7 495 697-84-60 Эстония и СНГ
+7 495 691-31-72 Средняя Азия и Кавказ
+7 495 690-42-72 Литва, Латвия и Европа
Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии
Горячие туры: Туры выходного дняТуры с гарантированными датамиРекламные туры

Наши предложения:

Ноябрьские праздники на Кавказе
Ноябрьские праздники в Средней Азии
Ноябрьские праздники в Прибалтике
Ноябрьские праздники в Европе
Новый год на Кавказе
Новый год в Средней Азии
Новый год в Прибалтике
Рождество на Кавказе
Рождество в Средней Азии
Рождество в Прибалтике
Экскурсионные туры
Туры выходного дня
Туры с гарантированными датами
Лечебные туры
Спецпредложения
Рекламные туры

Найти:
Туры и отдых:

Вся Прибалтика и СНГ
Грузия
Армения
Азербайджан
Узбекистан
Казахстан
Киргизия
Таджикистан
Белоруссия
Молдавия
Эстония
Таллинн
Виймси
Тарту
Алатскиви (замок)
Отепяэ
Пярну
Рооста
Хаапсалу
Остров Сааремаа
Остров Хийумаа
Остров Муху
Нарва
Нарва-Йыесуу
Кохтла-Ярве
Замок Кальви
Вильянди
Силламяэ
Лауласмаа
Раквере
Выру
Йыхви
Тойла
Национальный парк Лахемаа
Палдиски
Латвия
Литва
Польша
Калининград
Туркменистан
Финляндия
Норвегия
Швеция
Дания
Израиль
Италия
Морские круизы















Йыхви: отели, цены


Все отели Йыхви:
Hotel Wironia    

Фото Йыхви:
 Йыхви: Церковь
Церковь
 Йыхви: Площадь города
Площадь города
 Йыхви: Церковь.
Церковь.
 Йыхви: Церковь зимой
Церковь зимой
 Йыхви: Памятники города
Памятники города


Отзывы о турах в Йыхви
Ваш отзыв будет первым!
Оставьте свой отзыв об поездке или туре в Йыхви
Представьтесь (не указывайте персональных данных):
Ваше имя:
Общее впечатление от поездки:
Ваш отзыв:


Виды городаВиды городаЭстонский город Йыхви находится в 50 километрах от российской границы. И, конечно, большинство жителей Йыхви – россияне.

Что означает Йыхви? На этот вопрос отвечают не задумываясь, это означает «йыхвикас» ((клюква).. Но «йыхвикас» больше подходит к названию болота, чем к человеческому поселению. Кроме того, среди наименований странных поселений в Эстонии не встречалось названий лесных ягод. Подтверждение можно найти в книге финского филолога Лаури Кеттунена «Этимологические исследования географических названий в Эстонии» «Estonian maantieteellisten nimien alkuperätutkimus». Он считает, что название Йыхви происходит от слова «йыхв» (конский волос). Осталось решить какому варианту отдать предпочтение.

Йыхви впервые упомянут в летописях в 1241 году. В конце 16 в. переходит под контроль Швеции, а затем, по Ништадтскому мирному договору становится частью Российской империи (до 1918 г.) В 1918—1944 гг. город в Эстонской республике, затем в составе Эстонской ССР (до 1990 г.)Ныне является волостным центром Эстонской Республики.

Геви, Гевене, Еви, Йыви, Йохви, Йэвве, Йэве, Йыхви — это названия, которые написаны в истории Йыхви, наченая с далекого прошлого. Йыхви впервые упоминается в датских летописях 1241 г как деревня Геви, в этом же источнике упоминаются и другие деревни, находящиеся поблизости. Основные исторические сведения связаны в основном с церковью святого Михаила(Михкеля)в готическом стиле, которая вошла в историю как церковь(кирка)-крепость. Она одна из оригинальных в Эстонии. По мнению некоторых историков на месте церкви стояло древнее городище эстонцев или, что ещё вероятнее, древняя священная дубрава. С полной уверенностью этого утверждать нельзя так как вокруг церкви не проводилось археологических раскопок, хотя это, возможно, помогло бы точнее изучить историю возникновения и строительства церкви, ведь под полом вплоть до XVIII века хоронили умерших.

Существует и легенда о возникновении города. В легенде говорится, что примерно во второй трети XII в. в Эстонии произошло сильное землетрясение и замок в Эдизе пришёл в негодность. Согласно второму варианту легенды два брата жившие в Эдизеском замке постоянно воевали с соседями, в результате чего замок обветшал и начал разрушаться. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что братьев звали Йохан и Михаэль. В любом случае старший брат решил построить новый замок и начал строительство на том месте, где сейчас находится церковь св. Михаила. Вскоре ему пришлось идти на войну, и строительство замка продолжил его младший брат. Когда старший брат вернулся с войны, то он увидел, что построил младший брат, построенное ему не понравилось и они поссорились. В порыве ярости старший брат убил младшего. Потом он раскаялся в своем злодеянии и решил вместо замка построить церковь. Себя же приказал похоронить после смерти перед главным входом в церковь, чтобы все люди могли ходить через его земной прах.

Перед главным церковным входом, под мостовой, действительно со времен католичества находится крест покаяния, на котором должны были стоять те, кто в чём-то провинился перед обществом и церковью и поэтому не имел права приходить на богослужение. Легенда, как и большинство других, передает события, происходившие в действительности, используя для этого свой образный язык. Право патронажа над йыхвиской церковью на самом деле принадлежало баронам Эдизе — старинному роду Таубе, что позволяет считать род Таубе действительными строителями церкви. Герб рода Таубе (вырванная с корнями липа с двумя листьями) и сейчас находится на западной стене церковной башни справа от главной двери. Искусствовед Виллем Раам связывает легенду с уходом старшего брата на войну с событиями связанными с восстанием в Юрьеву ночь, таким образом построение церкви можно было бы датировать 1344 годом. Йыхвискую общину впервые упоминают в виде «parochia Jewe» в 1354 году. Десять лет спустя (1364 году) впервые названа письменно йыхвиская церковь.

Йыхвиская церковь образует единый комплекс с укреплениями в Эдизе и Ярве, а чуть позже и Кукрузе на торговом пути с запада на восток, потому скорее всего она изначально строилась как крепость. Будучи расположенной восточнее их, она всегда первой подвергалась ударам. Уже в 1367 году возле йыхвиской церкви состоялось сражение во время похода русских в Вирумаа. В результате церковь сильно пострадала от пожара. Так как церковь и в дальнейшем осталась служить одним из главнейших форпостов, она неоднократно попадала в руки погромщиков.

Так во время Ливонской войны 3 февраля 1558 года русские штурмом взяли церковь. Все находившиеся в это время в церкви были убиты, в тот же день пало и городище Эдизе.

Есть данные на основании которых можно предполагать, что церковь была фактически вновь отстроена, перестроена заново укреплена в 1637 году, но в ходе шведско-русской войны в 1657 году здание было разрущено. Так как к 1659 году Вирумаа было полностью опустошено и почти все население было уничтожено, церковь находилась в запустении до 1698 года, а в ходе Северной войны в 1703 году церковь была разорена и разрушена. Современный вид церковь приобрела в период 1728—1748 годов. Впервые шпиль у колокольни появился в 1875 году, а шпиль в современном виде был отстроен в 1984 после пожара 1943 года. В XIX столетии Йыхви неоднократно страдал от пожаров. В 1875 году сгорели конюшня и скотный двор церковной мызы, погибло 40 животных. В 1882 году огонь уничтожил нкесколько домов у базарной площади. Эти два больших пожара послужили толчком к организации пожарного общества. Но ни с чем не сравнимая трагедия произошла 3 августа 1943 года. Огонь уничтожил треть города. Пожар возник в доме конфирмации, где квартировали немецкие солдаты. Отсюда огонь перекинулся на драночную крышу кирки, охватил её шпиль. Сильный западный ветер перебросил огонь на постройки по Нарвскому шоссе и по другим улицам. Пожар уничтожил 92 жилых дома и 129 пристроек, 729 человек остались без крова, 2 человека погибли и десятки получили сильные ожоги. Ныне церковь является центром исторического и культурного достояния города.

В 1668 году во время правления шведского короля в Йыхви проживало две семьи Кыртси Матса местный корчмарь и Мельдери Пеэтера Эрма мельник. В этот период во владение мызой вступил генерал О.Веллинг он построил господский дом, мызные пристройки и пивоварню из камня. Йыхвиская мыза содерхала две корчмы в Иыхви и Пуру. И на пруду Калараба была построена водяная мельница, снесенная в 1980 году, сейчас на этом месте стоит офисное здание.

Шведско-русская и Северная война принесла много бед и разрушений, люди гибли от эпидемий и голода. Однако к 1782 году население Йыхви начало разрастаться за счет ремесленников и чиновников. Этому способствовала дорога(позже почтовый тракт), проходившая через Йыхви и имевшая немалое значение. В начале XVIII столетиия это был единственный путь из Петербурга через Тарту и Ригу в Западную Европу. В деревне жило уже 30 семейств. Все они были свободны от барщины, кроме того вокруг деревни образовался ряд хуторов. Уже с середины XVIII века церковь св. Михаила формирует ряд школ, так по Йыхвискому приходу в 1788 году было 10 школ. В 1825 году в Йыхви впервые проводилась осенняя ярмарка, называвшаяся в народе Михкелевской (в Михайлов день, 29 сентября). В 1830 году новый хозяйн Йыхвиской мызы генерал и рыцарь, граф Игельстром добивался права проведения в весеней ярмарки (добился ли неизвестно). В 1846 году церковь св. Михаила имеет на счету 29 школ, притом что во всей Эстляндской губерннии было 110 школ. Вирумаа стала наиболее грамотной частью Эстонии на этот момент. Для достижения этого церковному конвету приходилось вести серьёзную борьбу с помещиками. Особенно тяжелой была борьба в период русификации, когда колониальная политика царской России приводила повсеместно к закрытию школ и упадку образования.

Один из корней эстонских певческих праздников находится в Йыхвиском приходе и прямо связан с именем пастора Йыхвиского прихода, пробста Алатагузе, Фридриха Фердинанда Мейера. В 1865 году Мейер организовал первый межприходской певческий праздник. Вообще первая попытка организовать певческий праздник в Эстонии была предпринята Мартином Кербером в Анескюла, но день песни, проведенный в йыхвиской церкви, по программе был разнообразнее и стал по сути генеральной репетицией перед первым общим певческим праздником Эстонии в 1869 году в Тарту. Эта песенная традиция продолжается и ныне. В настоящее время смешанный хор «Хели» — не что иное, как бывший церковный хор, организованный в 1862 году.

В 1869 году в Эстонии началось строительство века — строилась первая железная дорога, которая тянулась от Палдиского порта по Южной Эстонии, через Таллин, Раквере и Нарву до станции Тосно, где соединялись с железной дорогой Петербург — Москва. Первые железнодорожные станции строились с двадцатикилометровыми промежутками, их старались возводить в равниной местности вблизи водоемов (рек), так как на каждой вновь выстроенной станции был насос и водонапорная башня для паровозов.

С учетом этого Йыхвиская станция была запланирована в 3 км в направлении от поселка к Нарве, почти в лесу, на болоте. О строительстве станции существует легенда. Йыхвиский барон попросил инженера, занятого на строительстве, чтобы тот построил станцию в поселке, поближе к его мызе. Инженер согласился, и часть строительного материала была привезена на место. Как-то, играя в карты, инженер и барон поссорились между собой, и инженер сказал, что построит станцию там, где предусмотрено проектом. На что барон рассердившись, ответил, что в таком случае железная дорога не пройдет по его земле. Было ли так, сказать трудно, но фактом остается то, что железная дорога так и не прошла по заливным лугам барона, тем самым при её строительстве пришлось сделать «треугольный» объезд. Таким образом на отрезке пути между станциями Йыхви и Тойла три изгиба. Поскольку они находятся на возвышенности, можно представить сколько лишнего топлива и нервов истрачено машинистами при управлении тяжелым составом. В период с 1870 по 1876 год Йыхви превращается в крупный транзитно-перевалочный пункт. Поскольку железной дороги до Тарту не существовало до 1876 года, все грузы из Петербурга до Тарту отправлиоь гужевым транспортом. Право по договору на отправку транзитных грузов имел Г. Вайде. В это время существовал большой товарный склад на углу улиц Тарту и Раквере, сгоревший в результате бомбежки 1 августа 1944 года.

В 1883 году в Йыхви организуется Йыхвиское добровольное пожарное общество. Йыхви становится поселком, но территориально-административных границ не имеет. В 1885 году Александр III назначает губернатором Эстляндской губернии назначает князя Сергея Владимировича Шаховского (1852—1894)(похоронен в Пюхтицком монастыре), он и его жена были ярыми проповедниками политики единого государства, религии, церкви и языка. Под их руководством Йыхви становится русским чиновьичим центром в Алатагузе.

Жена губернатора, Шаховская (Милютина) Елизавета Дмитриевна (1844—1938 или 1939) основывает спортивно-православное общество, Пюхтицкий монастырь (строительство с 1887 по 1892 года), где умерла и похоронена, и Йыхвинскую православную церковь (строительство 1889 год). Основной целью спортивно-православного общества стало создание в Йыхви форпоста русской культуры для распространения по всему Алатагузе. Чтобы распространение в народе русской культуры и православной религии шло активнее, в Йыхви возникло несколько благотворительных обществ. Поскольку у братства имелись деньги и связи «в верхах», то поставленная перед ними задача оказалась не такой уж и сложной. В 1888 году в Йыхви построили больницу с амбулаторией, в этом же году на благотворительность было отпущено 40000 рублей. Началось строительство школы. Двухэтажное деревянное здание выросло близ Нарвского шоссе. Два года школа была, как школа братства, позже (до 1919 года) она именовалась министерской. В 1895 году при школе открылся класс по подготовке учителей для волостных начальных училищ. Руководителем школы долгое время (с 1889-го по 1910 год) работал воспитанник Тартуской учительской семинарии П. Тальст.

На рубеже веков численность населения поселка приблизилась к тысяче (по данным переписи населения 1897 г — 828 человек). В поселке имелась почтовая контора, две церкви православная и лютеранская, корчма, ветряная, водная и паровая мельницы, помещичьи пивоваренные и винокуренные заводы, большая базарная площадь. Около двадцати ломовых и пассажирских извозчиков (со станции Тойла). В поселке насчитывалось около 30 больших и малых лавок. Вдоль Петербургской улицы (ныне Нарвское шоссе) располагались ремесленные мастерские.

Когда в начале прошлого столетия вновь активизировался подъем национального возрождения, не остался а стороне Йыхви. Было организовано Йыхвиское сельскохозяйственное товарищество, создано общество народного просвещения, которое в 1913 году власти закрыли. Но с 1922 по 1940 год оно работало активно.

Предшественником нынешнего молококомбината было товарищество по переработке молока, созданное в 1911 году в Тойла (позднее в Йыхви). В 1910 году начало действовать товарищество по займу денег и лошадей. Это было первое финансовое учреждение в Алатагузе.

После февральской революции Йыхви стал добиваться административного самоопределения и отделения от волости. Решением земского совета от 29 августа 1917 года такое право ему было дано. Определились административные границы, и Йыхви стал именоваться посадом с населением 1 300 человек.

Во время Первой мировой войны после боев на подступах к Йыхви и Сомпа с прибывшими сюда из Петрограда красногвардейцами, немецкие войска 1 марта 1918 года заняли Йыхви и продержались здесь до 29 ноября. Постояннного делопроизводства в этот период не велось, но по распоряжению немецких властей были пронумерованы все дома, началось строительство тротуаров и посадка деревьев.

С 8 декабря 1918 года по 16 января 1919 года в Йыхви у власти находилась Эстлядндская Трудовая Коммуна во главе с Каяспертом и Вейденбаумом.

В 1919 году посад получил официальное наименование Йыхви. Первым головой посада стал Вяли. Позже (в 1920—1930 годах) посадом правил А. Кябин, в следующие два года Р. Лепик. В 1920 году предполагалось сделать Йыхви центром вновь создаваемого Алатагузеского уезда, но уезд создан не был, и Йыхви по-прежнему оставался посадом.

В 20-х годах начался быстрый подъем. В 1923 году построили среднюю, а в 1929 году — начальную школу, открылось шахтерское училище. В этом же году возвели крахмальный завод, а годом позже — так называемый дом торговли «Сайги», в котором размещались12 магазинов. Завершилось строительство железнодорожной станции с подъездными путями, погрузоачно-разгрузочной платформой и товарным амбаром. До этого станция называлась Тойла. Автобусное сообщение между Йыхви и Ийзаку наладилось в 1923 году. Электрифицировали Йыхви в конце 1926 года; сначала он получал электроэнергию из Кохтла-Ярвеской электростанции, позже — с гидроэлектростанции, построенной на реке Нарве. Продолжалось индивидуальное строительство — в основном вдоль Нарвского шоссе и постепенно вдоль улиц Раквере и Сомпа, в районе железнодорожной станции. Росла торговая сеть. В конце 30-х годов в посаде насчитывалось более 60 магазинов и лавок. Особый размах получила общественная работа. В 1936 году одна газета иронизировала, что «на 2 000 жителей приходится 32 различных общества и товарищества».

В 1929 году в Йыхвиской мызе расквартировался 4-й отдельный пехотный батальон эстонской оборонительной армии. Неподалеку от кладбища (на месте бывшей второй шахты) расположились ангар и учебный аэродром.

1 мая 1938 года Йыхви стал городом. По переписи населения в нём проживало 2 535 человек. Первым городским головой (председателем городской управы) стал А. Данилевски, который с 1933 года правил посадом. С марта по сентябрь 1940 года в должности городского головы, находился В. Хярма. В этот период идет развитие сланцепереработок в Йыхви и близлежащем Кохтла-Ярве, многие жители устраиваются на сланцеперегонные предприятия.

Утром 17 июня 1940 года на улицах города появилась автоколонна Красной Армии, во главе её шли броневики. Первый митинг состоялся 23 июня на базарной площади.

Первыми председателями горисполкома в Йыхви в 1940—1941 годах работали М. Мяги, А. Лаэ.

13 августа по Ракверескому и Тартускому шоссе в город вошли немецкие войска. Город уцелел, пострадали от бомбежки и артиллерийского обстрела лишь несколько домов. На железнодорожной станции Тойла был взорван бак водонапорной башни. В 1944 году Йыхви стал прифронтовым городом. Вдоль Нарвского шоссе все лето строилась оборонительная линия с бункерами, дзотами и противотанковым рвом.

В августе по распоряжению немецкого командования все жители города были эвакуированы. Вечером 18 сентября принялись за «работу» команды поджигателей. Была разрушена железнодорожная станция Йыхви, взрывались мосты и линии связи, здание средней школы, мызы, заводы. Поджигатели уничтожили жилые дома близ железнодорожных станций. По счастливой случайности целыми остались здания начальной школы, железнодорожной станции Тойла, крахмального завода, часть жилых домов вокруг базарной площади. Когда 19 сентября части Красной Армии вступили в город, весь он был в развалинах, дымился, ни одной живой души в городе не осталось.

Трагический пожар, бомбежка, преступная деятельность отступающих немецких воинских частей уничтожили большую часть города; из 350 домов осталось только 100. Погибла одна из старейших сельских аптек, построенная в 1841 году. Много человеческих жизний унесли убийства, аресты, выселения, мобилизация и эвакуация. Но и в период с 1945 по 1990 год так же был уничтожен ряд зданий во время пожара в 1953 году выгорил почти весь квартал вокруг Йыхвиской библиотеки (ранее кинотеатр «Раху»). В 1989 году упавшей во время сильного урагана столетней ивой было уничтожено здание «Эстигаз», отсоединение Эстонии от Советского Союза также внесло «свежую струю». В период с 1991 по 1992 год была разобрано и увезено здание старой кондитерской. По указу о реституции оно было передано человеку, владевшему им до 1940 года, а он предпочел перевезти его в другое место. С Йыхвискими шахтами возникла большая проблема после 1999—2000 годов, так как в эти годы было очень обильное выпадение осадков, в результате чего закрытые шахты были затоплены, и в результате возникла ситуация когда питьевая вода в городе была загрязнена, а так как шахты находятся выше уровня большей части города, возникла угроза затопления.

В связи с интенсивной разработкой горючих сланцев в послевоенный период город начал быстро расти. Население увеличилось в основном за счёт мигрантов. В 1948 году под боком города была построена шахта (действовала до 1973 года). На бывшем мызном сенокосе вырос большой ремонтно-механический завод, открылось профессиональное училище. В 1947 году построили первое общественное здание — клуб строителей, он возведен на фундаменте бывышей корчмы. Основные строительные работы в послевоенный период выполнялсь немецкими военнопленными (1944—1950 годы). Они же построили дома по улице Раквере.

в 1949 году рынок с рыночной площади (сейчас улица Выйду) был переведен на Нарвское шоссе, первоначально там, где сейчас находятся книжный магазин и аптека. В 1956 году построен Дом культуры (архитектор А. Маттеус). В 1950 году открылся ресторан «Каэвур» (теперь «Феникс»). В 1955 году построено административное здание (архитектор Х. Арман; типовой проект). По такому хе проекту построено и здание ПО «Эстонсланец». Индивидуальное жилищное строительство велось на городских окраинах. В 1960 году началось строительство Йыхвиского микрорайона (архитекторы И. Яагус и П. Аарман). В 70-е годы возведен ряд пятиэтажных зданий по улице 21 июня (бывшее и нынешнее Нарвское шоссе). В 1978 году построен Дворец культуры «Октообер» (архитектор Р. Хайдук) который был перестроен в период с 2001 по 2004 года и стал Городским Культурным Центром.

К сожалению, нельзя считать удачным выбор места расположения виадука, так как он расположен на мягких болотистых почвах и в связи с экономией материалов, как тогда требовала Коммунистическая партия, виадук начал проседать, и на данный момент находится в аварийном состоянии и с 2000 года на виадуке ограничено движение транспорта. Также нельзя признать удачным местоположение торгового дома «Йыхви» (в народе Новый Каубумая), так как было уничтожено историческое здание почтовой станции.

С 1949 по 1950 год Йыхви считался уездным городом, после 1950 года — районным центром. В 1960 году Йыхвиский район был переименован в Кохтла-Ярвеский район. Затем Йыхви был объединен с городом Кохтла-Ярве. В 1992 году города вновь разъединились, и Йыхви стал волостным городом и административным и деловым центром уезда Ида-Вирумаа.

 

 

 

 

 

 

 




 
 
наверх
© Жарков Тур 2004-2017
Москва, Никитский б-р д. 11, офис 10. info@jartour.ru
Тел: +7 495 697-84-60, 691-31-72, 690-42-72.