Латвия, Лиепая: История города Лиепая
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Лиепая расположена в западной части Латвии, в регионе, который называется Курземе – Курляндия. Своё название Лиепая берет от слова «лиив», что в переводе с древнеливcкого языка зоначает «песок». В древние времена эта территория принадлежала двум нациям – Ливам и Куршам. Со временем небольшой рыбацкий поселок Лива превращается в портовый город. Свой след в истории Лиепая оставили и шведские короли, и немецкие бароны, и русские цари.

Пройдя сквозь века очень насыщенной истории, Лиепая на данный момент является третьим по величине, вторым по промышленному обьему и первым городом в Латвии, который заслужил Европейский Почетный Флаг за активные действия о области развития международного сотрудничества.

То, что мы делаем сегодня, эта наша история будущим поколениям.

Приезжайте и оставьте свою печать в истории Лиепая!

Исторические факты

1253 Первые исторические сведения о рыбацком поселке Лива.
1560 Первая историческая ссылка на название населенного пункта «Libawe», который при распаде Ливонского ордена вместе с прилегающими землями отдается под залог Пруссии.
1609 Включение Лиепайского округа в состав Курляндского герцогства.
1625 18 марта Курляндский герцог Фридрих дарует Лиепая права города.
1697 С прорытием канала, соединяющим море и Лиепайское озеро, начинается строительство Лиепайского порта.
1795 Российская империя присоединяет Курляндское герцогство (западную часть Латвии).
1876 Открытие первой в России западно-восточной железнодорожной линии Лиепая - Ромны (Украина) общей протяженностью свыше 1000 км.
1890 Конец XIX-го века и начало XX-го века – это период особо быстрого роста города Лиепая. Начинается модернизация и расширение Лиепайского порта. Царская Россия, оценив стратегически выгодное меcторасположение Лиепая, начинает строить здесь свою главную в регионе военно-морскую базу.
1899 Первый электрический трамвай в Балтии.
1899-1909 Строительство военного порта и 8 км линии фортов. Полностью автономная система укреплений и военный городок, построенный в то же время, с его Офицерским Дворянским Собранием, Провославным Собором, Конным Манежем, Водонапорной Башней; позже используемый Советской Армией.
1906 Открытие трансатлантической пароходной линии Лиепая – Hью-Йорк – Галифакс.
1914 Население Лиепая достигло 110 000 тысяч человек, увеличившись с 1863 года в 8 раз.
1915 Окупация Лиепая Германской Армией во время Первой мировой войны.
1919 Лиепая становится местом пребывания временного правительства Латвии.
1919-1940 Лиепая становится вторым ведущим, после Риги, городом по уровню хозяйственного и общественного развития в независимой Латвийской Республик.
1939 Лиепая превращается в крупнейшую военно-морскую базу Советского Союза в Латвийской ССР и одной из самых больших в регионе Балтийского моря.
1940 Окупация Лиепаи и Латвии Советской Армией во время Второй Мировой Войны
1941 Окупация Лиепаи и Латвии Нацистской Германией во время Второй Мировой Войны
1945 Лиепая сохраняет статус второго по значению города Латвийской ССР и является крупной военно-морской базой СССР, а также одним из самых военизированных регионов Балтики.
1967 Ликвидируется торговый порт, Лиепая приобретает статус “закрытого города”. В городе базируются 26 000 тысяч военных и Военный городок – Кароста занимает треть общей площади Лиепаи.
1991 Восстановление независимости Латвии.
1992 Восстанавливается коммерческий порт в Лиепая, учреждается Управление Лиепайского порта.
1994 Из Лиепая выводятся последние военные корабли советской армии. Приблизительные расчеты показывают, что из Лиепая выехало 20–25 тысяч человек. После ухода российских военных руководство города встречается с большими испытаниями – в Каросте – Военном городке – освобождаются значительные площади, на которых ценное архитектурное наследие царского времени совмещено с запущенной инфраструктурой, загрязненной средой и низкого качества блочными жилыми домами, сооруженными солдатами «стройбатов» в последние десятилетия пребывания советских войск на этой территории. Население этого района города уменьшилось до 7 тысяч.
1997 Создается Лиепайская Специальная Экономическая Зона. Сайма (парламент ЛР) приняла Закон о Лиепайской Специальной Экономической Зоне (СЭЗ). Лиепайская СЭЗ создавалась лиепайчанами как инструмент преобразования той хозяйственной ситуации, с которой город cтолкнулся после крушения советской власти и вывода российских войск. Лиепайская СЭЗ нацелена на создание благоприятных для развития бизнеса условий и предлагает множество налоговых льгот для компаний при приобретении статуса предприятия Лиепайской СЭЗ. Территория Лиепайской СЭЗ включает Каросту (бывший военный городок), Лиепайский порт, промышленные зоны города, Лиепайский аэропорт. Лиепайская Специальная Экономическая Зона в качестве инструмента регионального развития, поддерживающего национальную региональную политику, была положительно оценена Европейским комиссаром по расширению Гюнтером Ферхойгеном во время его визита в Лиепая 19 июля 2001 года.
2004 Лиепая стала первым городом Латвии, заслужившим Европейский Почетный Флаг за активные действия о области развития международного сотрудничества.