Белоруссия, Полоцк: Достопримечательности Полоцка
Туры в Прибалтику, на Кавказ, Среднюю Азию

Верхний замок.

Полоцк – один из самых древних городов восточных славян. На протяжении своей тысячелетней истории он был столицей самостоятельного Полоцкого княжества. В письменных источниках Полоцк впервые упоминается под 862 годом. В IX столетии он располагался на правом берегу реки Полоты на городище площадью около 1 га.  Полоцк возник как торговый центр славян-кривичей на Западной Двине и Полоте, на пересечении европейских путей, на стыке исторических и культурных традиций Запада и Востока. Город часто оказывался ареной военных сражений и в X веке город был разрушен. Начали строительство города на новом месте в XI век. Здесь и возник детинец города, или Верхний замок. Выбранное место оказалось более выгодным в стратегическом отношении – это место впадения реки Полоты в Западную Двину. Возвышенный участок с обрывистыми склонами и трапециевидной площадкой более 9 га был со всех сторон «замкнут» водой, от чего и получил название замок. С южной стороны детинец закрывала река Двина, с запада и частично с севера – Полота, а с востока в древности проходил глубокий ров, где протекал Черный ручей. Кроме того с востока детинец был еще окружен валом, по краю площадки укреплен деревянными городнями – бревенчатыми срубами, соединенными между собой так, что образовывалась цельная линия укреплений.
Вдоль стен по периметру замка стояли 9 башен и 204 городни. Все городни были срублены из сосновых бревен и имели в длину более 5 м. Толщиной они были в пять бревен. У некоторых башен были свои названия – Освейская, Михайловская, Богородицкая, Софейская. Выездная башня “Устейская” стояла на углу замка, над устьем Полоты и открывала путь через подъемный мост в Заполотский посад. Еще одна въездная башня открывала дорогу из замка в Великий посад.
В южной части Верхнего замка в XI столетии был возведен величественный Софийский собор. В XII веке возле Софийского собора был построен храм Архангела Михаила, в северной части замка – княжеские палаты.
У подножия Верхнего замка, с востока, уже в эпоху Киевской Руси возник торгово-ремесленный посад, а затем – окольный город. В XIV-XV веках поселение постепенно заняло территорию между Полотой и Западной Двиной.
Полочане всегда уделяли большое внимание поддержанию в надлежащем состоянии городских укреплений. Оборонительные сооружения имели все его основные городские районы – Верхний замок, Нижний замок, Великий посад, Заполотский посад.
Богатый Полоцк, контролировавший такой важный торговый путь, как Западная Двина, издревле притягивал к себе внимание завоевателей. Поэтому строительство укреплений в городе всегда было повинностью жителей города и окрестных поселений.
В 1499 году сильный пожар уничтожил Верхний замок, но его быстро восстановили. Город стоял на рубеже Великого княжества Литовского и Московским государством. Особенно суровые испытания выпали на долю Полоцка в годы Ливонской войны 1558-1583 годов. В конце января 1563 года громадное войско во главе с Иваном Грозным, вооруженное 150-200 пушками, осадило город. Осажденных заставили сдаться только после упорного боя, обещая жизнь, свободу и сохранение имущества.
После взятия Полоцка русскими войсками его укрепления привели в исправное состояние. По приказу Ивана Грозного был возведен Нижний замок, насыпан вал. В середине XVII столетия после укрепления замка башни были перестроены, согласно документу 1654 года, их стало 10. Самая большая восточная башня – Красная, или Королевская, была каменной.
Город не раз переходил из рук в руки, войны, пожары сделали свое дело, но город как феникс восставал из пепла. Последний раз полоцкие укрепления были использованы в 1812 году, затем они утратили свое значение.

 

Нижний замок.

После взятия Полоцка русскими войсками все его укрепления привели в порядок.. Иван Грозный решил создать из города на Двине настоящую крепость. И для этого по его приказу к старому Верхнему замку начал пристраивать новый — Нижний замок.
Площадь замка составляла около 6 га. По приказу русского царя был насыпан так называемый “вал Ивана Грозного”, который входил в систему укреплений Нижнего замка и ограничивал его с южной и восточной сторон. Длина вала составляла около 600 м, высота до 10 м, ширина в основании до 30 м. На валу было 8 деревянных башен. Башня-донжон находилась в центре замка. Высокая башня, никак не связанная со стенами замка и представлявшая из себя мини-крепость, могла служить в качестве последнего рубежа обороны, при захвате замка неприятелем. Вал замка насыпали вручную жители города в течение двух лет под руководством боярина Шуйского. Учитывая, что замок был деревянный, внутри  было сделано несколько сажалок с водой для борьбы с огнем.
Однако при строительстве не учитывались новейшие технологии фортификационных сооружений, а потому и новый замок устарел конструктивно практически сразу, после своего возведения.
Интересно, что сначала замок назывался Новым, а позже жители стали называть его Стрелецким, поскольку в нем квартировали стрелецкие полки. Нижний замок — более позднее название сооружения.
За свою историю он пережил немало пожаров… В июне 1662 года в Полоцке был страшный пожар сгорели Нижний замок с ратушей, торговые ряды, монастырь. Уцелело только несколько башен, остальные заменили на «стоячий» частокол – тонко заостренные колья, стоящие острием вверх.
Полоцк не раз переходил из рук в руки и наконец, в 1772 году вошел в состав России и на территории замка был размещен русский гарнизон. Последнее известное использование территории замка как военного сооружения относится к 1812 году.
На сегодняшний день деревянные конструкции замка не сохранились. Вал замка сохранился лишь частично – 400 метров из 600. Высота вала в разных местах от 7 до 10 метров. В 1925 году валы Нижнего замка были включены в список государственных памятников. Было запрещено разбивать огороды на земляном валу и рубить деревья.  На месте бывших замковых укреплений по верху вала прокладывается аллея, а на северной «стрелке» Нижнего замка была построена беседка. Впрочем, после войны никто уже об этих запретах не вспоминает, территория Нижнего замка активно застраивается. В 60-х годах в чаше замкового вала был устроен стадион «Спартак». Своей формой, зелеными насаждениями овал достаточно органично вписывается в ландшафт города.
В 1977 году на территории бывшего Нижнего замка проводились раскопки. Был найден фундамент церкви, фрагменты княжеского саркофага и лепной керамики IX-X столетий и множество других артефактов. В апреле 1984 года на территории бывшего Нижнего замка был случайно найден самый крупный в Полоцке клад золотых ювелирных изделий, датируемый X веком.
Верхний и Нижний замки с валом Ивана Грозного являются частью Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

 

Софийский собор

В самом центре Полоцка, на высоком холме возвышается белоснежный Софийский собор. Несмотря на то, что храм сохранился до наших дней со значительными изменениями, с  его судьбой неразрывно связано X веков белорусской истории. Софийский собор в Полоцке - один из самых ранних храмов древней Руси, и самый старый на территории Беларуси.
На высоком холме был возведен Верхний замок с укреплениями, а вокруг него — торгово-ремесленные посады. На рубеже X — XI веков полоцкое городище было перенесено, к месту впадения речки Полоты в Западную Двину. Здесь по приказу Всеслава Брячиславич по прозвищу Чародей был, воздвигнут собор св. Софии. Место для храма выбрали красивое – на правом берегу Двины, в том самом месте, где в нее впадает речка, Полота.
Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах. На высоком берегу  вырос монументальный храм с семью главами, тремя алтарными апсидами и княжескими хорами, на которые можно было подняться по лестничной башне.
София в Полоцке еще раз подчеркнула высокое положение Полоцкого княжества, это был третий такой собор на восточнославянских землях – после Киева и Новгорода. Храм выглядел внушительно и напоминал плывущий над Двиной белый корабль.
В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м. Это крупнейшее для своего времени здание впервые  упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века. В  «Слове о полку Игореве», о нем говорится так, что когда звонят колокола на св. Софии звон их слышен в Киеве.
Полоцкая София стала православным, политическим, экономическим и культурным центром города и княжеств. Здесь заключались договора о мире или объявлялась война, устраивались приемы послов и подписывались торговые грамоты, хранилась религиозные святыни и княжеская казна, писались полоцкие летописи и переписывались книги, находилась богатейшая библиотека, архивы  и эталонные весы. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.
Софийский собор в Полоцке – старинное сооружение с непростой судьбой. К сожалению, оригинальное здание собора, возведённое в середине одиннадцатого века, было разрушено во время Северной войны. Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. 
Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика с двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки. Роскошный интерьер внутри дополнили колонны, лепные украшения и фигурные карнизы в стиле виленского барокко.  На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись. До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
В 1969 г. в Софийском соборе начались реставрационные работы, которые не только не исказила изначальный образ храма, но и выявили и подчеркнули в нём главное, то, что не подвластно времени, высокое искусство его творцов. А в 2010-2013 годах в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.
В 1983 г. в Софийском соборе был открыт концертный зал камерной музык, а в1985 году
в соборе зазвучала величественная органная музыка. Вновь, как девятьсот и двести лет назад, свет, цвет, музыка, скульптура и архитектура органично слились и образовали удивительный по силе эмоционального воздействия художественный образ.
В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.
Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.
В 1983 г. в Софийском соборе был открыт концертный зал камерной музыки.
В 1985 г. в соборе зазвучала величественная органная музыка. Вновь, как девятьсот и двести лет назад, свет, цвет, музыка, скульптура и архитектура органично слились и образовали удивительный по силе эмоционального воздействия художественный образ
Собор и сегодня поражает красотой и величием. Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Полоцкая София – живая история Беларуси, ее гордость. Величественное здание на берегу Западной Двины отсылает к временам славного Полоцкого княжества, к святой Ефросинье и расцвету древнего Полоцка. Софийский собор – душа города, а душу уничтожить не так уж просто.

 

Борисов камень.

Прямо у полоцкого Софийского собора лежит огромный, восьмиметровый в окружности и более 70 тонн весом валун из красного полевого шпата.  Если присмотреться, можно увидеть на нем шестиконечный крест длиной более полутора метров и древние письмена. Надпись на камне гласит: «Господи помози рабу своему Борису». Это так называемый Борисов камень.

Борисов камень Софийского собора в Полоцке – это памятник средневековой культуры, памятник эпиграфики XII века, один из самых старых сохранившихся на территории Беларуси объектов. Долгие годы Борисов камень лежал на дне Западной Двины, в пяти километрах от Полоцка, около деревни Подкостельцы. В засушливый год он появился из под воды. А в 1981 году Борисов камень был перевезен в Полоцк и установлен у Софийского собора, где находится, и по сей день. 

Долгое время эта достопримечательность Беларуси считалась единственным уцелевшим в Беларуси Борисовым камнем. Однако это не так и сегодня известно четыре Борисовых камня, сохранившихся на территории Беларуси. Один из них находится в деревне Друя Браславского района, второй – в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве, третий, «Воротишкин крест», – в деревне Камено Минской области, ну а четвертый – в Полоцке.

Сегодня нет единого мнения по поводу надписи на камне, ученые, этнографы, историки не могут прийти к согласию. Одни считают, что они обозначают границы владений полоцкого князя  Бориса Всеславовича, по мнению других, камни являются памятниками княжеским победам.
Но наиболее вероятной кажется версия о том, что когда-то все найденные валуны служили для языческих обрядов. Старая вера никогда не уходит бесследно, однако, молодой воинственный полоцкий князь Борис, сын Всеслава Чародея, приняв христианство, стал решительно бороться со всеми языческими святынями. Поэтому он решил даже древние «хлебные» камни «окрестить», выбив на них христианские кресты.
У этих камней язычники приносили жертвы, прося плодородного года и хлебного изобилия. В народе ходят легенды, что за то, что Борис «окрестил» камни, обиделись старые боги на князя и наказали весь Полоцкий край страшным голодом, о котором долго еще рассказывали своим внукам старики.

Говорят, что и сейчас Борисов камень исполняет заветные желания, возвращает любовь и здоровье. Христиане и язычники приезжают сюда из самых отдаленных регионов, чтобы прикоснуться к загадочной святыне. Неизвестно насколько это верно, но факт то, что прикосновение к Борисову камню позволяет почувствовать связь с древним городом Полоцком.

 

Спасо-Ефросиниевский монастырь.

Спасо-Ефросиниевский монастырь в Полоцке - единственный из древних полоцких монастырей, сохранившихся до наших дней. История монастыря началась в далеких 1120-х годах. Его основала полоцкая княжна Предслава, больше известная под именем Ефросинья Полоцкая. Предслава была внучкой Всеслава Чародея, ее  отец Георгий Всеславович был младшим сыном легендарного князя. Мать Предславы София была дочерью не менее известного Владимира Мономаха. С такой родословной юную княжну ждало блестящее светское будущее. Княжна росла книжным ребенком, обожающим старинные книги и церковную премудрость. Она славилась своей красотой и умом.Когда ей исполнилось 12 лет, ее родители стали задумываться о поиске достойного мужа для дочери. Но маленькая княжна  решила стать монахиней. Родители  не были рады такому решению: отец пытался заставить ее отказаться от этой мысли, мать плакала и уговаривала. Но девушка оказалась упорной и решительной, она тайком убежала из дома и приняла постриг в одном из полоцких монастырей. Настоятельницей в этом монастыре была ее родная тетя. После пострига княжна получила новое имя – Ефросинья.

Прошло несколько лет, и Ефросинья поселилась в одной из келий Софийского собора в Полоцке. Она переписывала, а, возможно, и переводила книги. Около 1124 года монахиня получила от епископа участок земли недалеко от Полоцка, там она решила построить монастырь. Монастырь построили на берегу Полоты, на месте где стояла деревянная церквь Спаса. Первыми монахинями, которые здесь поселились, стали родные и двоюродные сестры Ефросиньи, потом сюда начали приходить женщины со всей страны. Монастырь разрастался, и вскоре возникла необходимость строительства нового храма на месте старого деревянного. Каменная Спасо-Преображенская церковь была возведена всего за 30 недель зодчим Иоанном. Сегодня этот храм – наилучший из сохранившихся памятников древне полоцкого зодчества. Самое активное строительство велось здесь, начиная с 1133 года и до 1143 года. Тогда полоцкий престол занимал родной брат Ефросиньи.

Евфросинья Полоцкая заказала ювелиру Лазарю Богше драгоценный напрестольный крест-ковчег, украшенный на византийский манер жемчугом и драгоценными камнями. В кресте были заключены частицы Креста, на котором распяли Христа с каплей Крови Господа, небольшие кусочки камней Гроба Господня и Гроба Богородицы, а также частицы мощей православных святых. Эта священная реликвия хранилась в монастыре и привлекала тысячи паломников, которые оставляли в монастыре щедрые пожертвования.

Ефросинья Полоцкая была игуменьей Спасо-Ефросиниевского монастыря на протяжении 45 лет. За это время монастырь стал центром просвещения и книжности Полоцкой земли, при монастыре была собрана богатая библиотека, работала иконописная мастерская, школа. После смерти Ефросинии Полоцкой монастырь процветал вплоть до 1563 года, пока Иван Грозный не осадил Полоцк. Затем в 1579 уже Стефан Баторий отдал монастырь иезуитам. В XVI-XVIII веках Спасо-Ефросиниевский монастырь неоднократно менял хозяев и только в 1832 году был возвращен православным и тогда XIX век стал для монастыря периодом нового расцвета.

Был произведен капитальный ремонт зданий монастыря, построен новый сестринский корпус, возобновило свою деятельность Спасо-Ефросиниевское женское духовное училище. В 1899 году был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. 

Сегодня архитектурный ансамбль Спасо-Ефросиниевского монастыря включает в себя Спасо-Преображенскую церковь, «тёплую» трапезную, Свято-Крестовоздвиженский собор, врата-звонницу, фундамент храма-усыпальницы, жилой корпус и подсобные помещения.

Ефросиния Полоцкая считается небесной заступницей «Земли под белыми крыльями», это первая святая на белорусских землях, одинаково почитаемая православными и католиками. Поклониться её мощам приезжают верующие со всех уголков Беларуси, стран ближнего и дальнего зарубежья. Утраченный крест Святой Евфросиньи был воссоздан по эскизам. Сейчас его копия хранится в Спасо-Евфросиньевском монастыре и иногда путешествует по белорусским городам, благословляя их на процветание

Сейчас, как и в глубокой древности, девять веков назад, светлый и красивый  Спасо-Евфросиньевский монастырь является процветающим духовным центром Беларуси и оплотом христианства на славянских землях, местом, куда неустанно приезжают паломники.

 

Спасо-Преображенская церковь.

Спасо-Преображенская церковь в Полоцке была построена между 1152 и 1161 годами по распоряжению настоятельницы Спасо-Преображенского монастыря Ефросинии Полоцкой. Храм является творением полоцкого зодчего Иоанна и был возведен всего за 30 недель. По замыслу зодчего церковь должна была быть уникальной, единственной в своём роде. И это ему удалось.

Церковь  построена под влиянием различных архитектурных школ и представляет собой однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими арками. На втором этаже расположены хоры, к которым ведет узкая лестница. По обе стороны хор расположены две небольшие крестообразные кельи. В одной из них жила Ефросиния Полоцкая, в другой – одна из её родственниц, также постриженная в монашество. Особенностью Спасской церкви является, то, что она вся устремлена ввысь. Церковь чрезвычайно мала по своим размерам: ее длина – 14, 4 м, ширина – около 10 м, а высота – 22 м.
Изначально Спасская церковь задумывалась как храм-усыпальница, предназначенная для настоятельниц обители и, в первую очередь, для самой преподобной Евфросинии. Именно этим замыслом объясняется малый объем церкви.

Вплоть до XVI века при Спасской церкви продолжал существовать женский монастырь. В 1579 году после взятия Полоцка войсками короля Речи Посполитой Стефана Батория для обители начался долгий период упадка.  В 1582 году король Стефан Баторий издал указ, согласно которому большинство местных православных храмов и монастырей, в том числе и древняя обитель, перешли в ведение католического ордена иезуитов. Иезуиты обновили древнюю православную святыню и даже оставили название церкви – Преображения Господня. В этот период древние фрески были покрыты слоем известковой побелки. И только в 1832 году императором Николаем I храм был возвращен православным.

Внешний вид Спасо-Преображенской церкви в Полоцке был сильно изменен последующими перестройками, однако они не затронули древней кладки. Это единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени.

В 1833 году Спасо-Преображенская церковь в Полоцке была частично перестроена по проекту архитектора А.Порта. В результате храм приобрел черты классицизма. Первоначальный шлемовидный купол храма, был заменен на луковичный. Значительно были обновлены и  стены храма. За свою долгую жизнь Спасо-Преображенский храм был и церковью, и костелом, несколько раз опустошался. Но даже после закрытия в 1960 году Спасо-Ефросиниевского монастыря Спасо-Преображенский храм продолжал работать. Некоторое время он являлся единственной действующей церковью Полоцка.

Самым замечательным достоянием храма являются фресковая роспись XII века, сплошь покрывающая стены храма. Фрески – уникальное произведение древнерусского монументального искусства, имеющие исключительную историко-художественную ценность мировой значимости. Долгие столетия фрески были скрыты под более поздними слоями штукатурки, побелки и масляной краски. Впервые они были открыты в 1835 году.  В начале 1990-х годов началась планомерная реставрация стенописи, которую возглавил минский художник-реставратор и исследователь В. В. Ракицкий, а в 2007 году, что бы ускорить работы были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова.

Комплекс росписей XII в. Спасской церкви находился под несколькими слоями записей.
Работы осложнялись тем, что более поздняя роспись храма также представляет огромную ценность. Последняя запись, выполненная в 1885 г., представляет собой цельный ансамбль росписей, обладающий самостоятельной исторической и художественной ценностью. Здесь было произведено уникальное реставрационное действие: отслоение живописи XIX века (1834, 1885 гг.) от фресок XII века и перевод красочного слоя поздней записи на новое основание. Последняя запись, выполненная в 1885 г., представляет собой цельный ансамбль росписей, обладающий самостоятельной исторической и художественной ценностью. Этот метод позволил сохранить оба слоя живописи – первоначальный слой и новый слой.Поздние фрески, перенесенные на новую основу, будут представлены в Национальном художественном музее Беларуси.

В настоящее время работа по расчистке росписей закончена и дает полное представление о стиле и системе внутреннего убранства церкви. Сегодня Спасо-Преображенская церковь в Полоцке номинирована на включение в Список Всемирного наследия Юнеско. 

Ни войны, ни иезуиты, господствовавшие в монастыре,  не смогли разрушить храм Божий. В алтарной нише храма хранится одна из почитаемых святынь монастыря – воссозданный крест Ефросинии Полоцкой (оригинальный крест пропал во время Великой Отечественной войны) и множество других особо чтимых православных святынь. На хорах сохранилась келья святой, которая тоже вся покрыта фресковой росписью.

В наше время так же, как и много столетий назад, Спасо-Преображенская церковь особо любима и ее ежедневно посещает множество верующих и паломников, чтобы поклониться Кресту преподобной Ефросиньи и помолиться  там, где она когда-то молилась сама.

Спасская церковь с её фресками – это один из редчайших архитектурных памятников славянства, дошедший до нас почти целиком сохранившимся.

 

Полоцкий Богоявленский монастырь.

Полоцкий Богоявленский монастырь был основан в 1582 году как православный и просветительский центр. По уровню научной и духовной подготовки учеников Полоцкий Богоявленский монастырь успешно соперничал с Иезуитским коллегиумом.

В монастыре преподавали не только религиозные дисциплины. Здесь учили старославянскому, греческому языку, латыни, пению, математике, риторике. При монастырской братской школе была большая библиотека, и даже свой театр. Монастырь приглашал лучших православных преподавателей. Среди них был и Симеон Полоцкий.

Монастырский комплекс был построен из дерева и неоднократно горел. После одного из пожаров в 1761 году была заложена новая каменная церковь, а позже был построен и жилой братский корпус. Предположительно, жилой корпус был построен по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги.

Свято-Богоявленский кафедральный собор является частью монастырского комплекса. Этот красивейший храм, построенный в стиле барокко, расположен на живописном берегу реки Западной Двины.

Во времена советской власти монастырский комплекс был закрыт. Здесь находилась картинная галерея, поэтому здания не только не пострадали, но и были реставрированы, поддерживались в приличном состоянии.

В 1991 году Богоявленский собор был возвращен верующим. Собор был реконструирован на средства верующих. В нем сейчас находится список Иверской иконы Божьей Матери. В 2011 году собор торжественно отметил свое 250-летие.

В монастырских корпусах в наши дни разместилась музей-библиотека и музей книгопечатания.

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь, или храм Покрова Пресвятой Богородицы, был построен в Полоцке в 1781 году при кладбище. Небольшая деревянная церквушка вскоре приобрела большую популярность и стала играть роль собора.

К сожалению, старое деревянное здание Покровской церкви постройки XVIII века не уцелело и сгорело в большом пожаре 1900 года. Было решено построить новый каменный храм. Деньги успели собрать к 1905 году. К началу Первой Мировой войны храм успели освятить и открыть.

В начале 1930-х годов храм закрыли, и церковь была заброшена и ветшала в запустении.  После окончания Великой Отечественной войны, когда город лежал в руинах в  стенах храма была открыта кондитерская фабрика, проработавшая до 1960-х годов, когда произошел пожар. Сгоревшую бывшую церковь решили не восстанавливать.

В 1991 году было решено восстановить (построить заново) Покровскую церковь на прежнем фундаменте. Строительство растянулось до 2004 года, когда церковь была освящена и открыта для верующих.